Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/ask/009

СуперЭго - генератор культурных идей?

 

Наш препод, которому я не очень доверяю, нас убеждает в том, что по Фрейду суперэго – это "генератор (!) культурных идей". Препод аргументирует свое утверждение следующим доводом. ид генерирует примитивные желания (сексуальная и разрушительная энергии), а откуда же берутся "высокие порывы" типа написания романа? Оказывается, это суперэго их генерирует.

Но, насколько я в свое время понял из твоих заметок, Фрейд ввел понятия суперэго – как ограничителя другого понятия, эго, исполителя желаний ида. Генератором выступает только ид. Кто прав?

Доброго времени!

Понимаешь, это вынужденная убежденность, когда сначала придумываешь структуру, а потом, в пределах этой структуры, начинаешь чесать лоб: если все так, то откуда берется творчество? И ты вынужден приписать это той или иной части структуры. Это очень вымученное объяснение, оно мало соответствует действительности.

Давай рассуждать просто. Все дети очень креативны, у них очень богатая фантазия. При этом суперэго как такового у них еще нет, или же оно еще очень слабо оформлено (оно закладывается на протяжении многих лет взросления). Итак, дети имеют – наиболее сильное ид, среднее эго (быстро формирующееся по мере их роста) и слабенькое суперэго. И вопрос: откуда же в детях тогда их неисчерпаемая фантазия и тяга к творчеству, если у них такое слабое и малоразвитое суперэго?!

При любом раскладе суперэго не способно генерировать высокие порывы, однако оно принимает самое живейшее участие в конверсии сексуальных и агрессивных импульсов в более продуктивные чувства. Почему про многих великих людей говорят, что они помешанные, больные? Почему Ломброзо написал книгу "Гениальность и помешательство", где все эти генераторы культурных идей являются не очень психологически здоровыми людьми? Да потому, что первичный импульс у человека так или иначе – импульс ид, примитивные желания, которые, на более высоких слоях психической организации, многократно опосредованные эго и суперэго, становятся социально приемлемыми продуктами...

Так что суперэго никак не может быть генератором культурных идей, чтобы там не говорил Фрейд на пару с твоим преподавателем.

 

Но, насколько я в свое время понял из твоих заметок, Фрейд ввел понятия суперэго – как ограничителя другого понятия, эго, исполителя желаний ида. Генератором выступает только ид.

Совершенно верно. Только ид не хочет написать роман. Ему наплевать на культуру. Ему хочется кушать и удовлетворять свои инстинкты. В основе самого блестящего романа или произведения искусства может лежать голод или сексуальная неудовлетворенность.

Давай на примере. У нас есть завод по производству бомб (ид), который хочет наделать их как можно больше. Есть государство (эго), которое старается разумно ими распорядиться (хранить, не использовать без повода, продавать и так далее). И есть гринпис или ООН, который требует прекратить выпуск бомб и запретить их производство.

Так как ид-завод хочет делать много бомб, а суперэго-ООН требует их запретить, то эго-государство оказывается в диком конфликте – ему надо сделать так, чтобы и завод работал на полную мощность, и в ООН угомонились. И эго предлагает решение: а давайте вместо бомб будем выпускать кастрюли и иголки для швейных машинок. Ну и кто здесь у нас генератор культурного наследия, если понимать нашу бомбу как агрессивный импульс ид, а кастрюлю – как культурную идею?!

Мои наилучшие пожелания!

Вит Ценёв