Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/ask/031

Как избавиться от неловкого молчания?

 

Уверен, что как раз мое и останется без ответа:) Проблема в том, что мне затруднительно сформулировать саму проблему. Но должен сказать, и я уже признался в этом себе, так что она все-таки есть. Это – неловкое молчание, возникающее в процессе разговора.

Скорее всего, проблема в том, что постоянно "возникает кто-то", кто пытается мне задать вопрос – "Что сказать дальше?", пытается как-то отвлечь меня от обсуждаемой темы (вернее даже, он не пытается, а именно задает, тем самым отвлекая). И что делать в такой ситуации? Как избавиться от неловкого молчания, от этих затянувшихся пауз?

Доброго времени!

Спешу вас горько разочаровать, ибо подло и коварно отвечаю на ваше письмо практически сразу, как только его получил:) Такого коварства, вероятно, вы не ожидали, и теперь совсем дезорганизованы и растеряны, и не знаете, что сказать и как сказать, и вообще непонятно, что говорить дальше, и верно ли будет говорить то, что нужно сказать, но не совсем уверен в этом, так как не до конца понятно, а каковы основания могут быть для именно такого рода уверенности, ведь все настолько сложно и неоднозначно, что затруднительно дать всему этому оценку, и все как следует сформулировать перед тем, как что-нибудь, наконец, сказать. Вот оно как бывает:)

В свое время я тоже изрядно помучался той проблемой, о которой вы пишете. Тогда я еще не отличал сознания от подсознания, да и вообще, не знал такого слова, как психология, а есть проблема, и она, окаянная, досаждает, – и с ней надо делать что-нибудь и как-то ее решать.

Допустим, я говорю о Пушкине, что он, типа, гений слова и гигант поэзии, а вот собеседник как-то без особого интереса это воспринимает и реагирует очень пассивно, то есть никак не развивает разговор, и не поддерживает идеи о том, что АС Пушкин – гигант поэтической мысли. Вот и получается НЕЛОВКОЕ МОЛЧАНИЕ. Вот же, блин... Пушкин его не вдохновляет. А что сказать, я и не знаю, ибо на знаю, что его может вдохновить... И, короче, вместо того, чтобы радоваться и наслаждаться общением, получается одно мучение, да еще и пот холодный прошибает от повисшей тишины. Что делать?

При этом в голове сидит некий тип, который все зудит да на психику давит: а ТО ли ты сказал, а ПРАВИЛЬНО ли ты сказал, а КАК человек отнесется к тому, что ты собираешься сказать ему? Сидит, паразит, и конкретно меня в хвост и в гриву критикует – и это не надо говорить, то не надо говорить, се не уверен, что надо сказать... А что говорить, он в упор не подсказывает. Одними только риторическими вопросами сыплет.

Ну и решил я его коварно завербовать на благо общения. Раз он такой весь вопросительный и сомневающийся, то я придумал: а пусть вот он и задает вопросы собеседнику вместо того, что бы мне их талдычить. Вот он и давай свою пластинку: а как ты к этому относишься? А что ты думаешь на этот счет? Но если раньше он мне это говорил, то теперь я переадресовал эти вопросы своему собеседнику.

Раньше я начинал разговоры примерно так: слушай, Вася Пупкин, я вот вчера читал Достоевского и Гоголя, – это супер! А Вася пожимает плечами и говорит, что он классику терпеть не может. НЕЛОВКОЕ МОЛЧАНИЕ. Вот и поговорили, называется.

Потом я начал говорить иначе: Вася, а тебе Достоевский нравится? Не-а, не нравится, – говорит Вася. – Слушай, Вася, а что тебе нравится читать? Ну и пошло-поехало... И никаких проблем в общении... Мои собеседники даже очень меня стали уважать и радоваться общению со мной, потому как речь все больше и больше стала заходить не о том, о чем хотел говорить я, а о том, о чем интересно им было поговорить. Мой критикан и вопроситель методично задавал вопросы и выяснял ситуацию, а дальше мы просто общались на темы, приятные для нас обоих.

Это, собственно, было лишь начало. Потом пошли разные и весьма полезные дополнения. Например, спор или дискуссия на ту или иную тему. Раньше, если я с ходу не находил, что и как ответить, то возникала НЕЛОВКАЯ ПАУЗА, ибо у меня была крутая теория, что я обязательно должен все знать и иметь ответы на любые случаи. Потом я начал говорить, что – "а фиг его знает, товарищ майор, мне надо чуток подумать, у меня нет с ходу ответа", – и еще половина проблем ушла в песок за ненадобностью. То есть, другими словами, если я чего-то не знаю, что нужно сказать, то я не молчу, а начинаю ГОВОРИТЬ о том, что я как-то это не знаю, и хотя что-то крутится в голове, но четкого ответа пока нет, но мне очень и очень интересна эта дискуссия, этот спор – обязательно подумаю еще потом на эту тему, поищу литературку – кстати, что можно почитать на эту тему, не подскажете, ребятки, а я буду вам очень признателен за информацию, – и так далее, и тому подобное.

Потом появилась и масса новых штук: например, если речь идет в домашней обстановке, то в образовавшуюся паузу я просил стаканчик воды (дайте мне попить, плиз), – да еще и просил не менять тему разговора, так как он очень интересный! Можно "вспомнить", что нужно срочно позвонить, или еще что-нибудь (вариантов здесь – масса, для любой обстановки и аудитории). Пауза заполняется любой реальностью, так что совсем необязательно заполнять ее именно темой разговора и необходимостью дать на него ответ. Несколько секунд переключения с одного на другое, и ответ, как правило, находится.

А можете, в конце концов, изобразить деланное увлечение поиском ответа, активно чесать голову, взлохмачивать свои волосы и даже нравоучительно поднимать вверх палец – сейчас, сейчас, погодите чуток, граждане, вопрос, конечно, интересный, я его сейчас соображу по ходу дела... Все это лучше всего скомбинировать в удобный для вас винегрет и применять по ситуациям. Работает на пять с плюсом. Ибо проверено на собственном опыте.

Мои наилучшие пожелания!

Вит Ценёв