Psyberia.ru /

Отзыв журнала "Неведомый мир"

В нескольких номерах "Неведомый мир" рассказывал о язычестве древних славян, и вот перед нами – еще один его срез, необычный, жутковатый, однако подлинность "Протоколов", на наш взгляд, можно оспаривать наравне с подлинностью книг Кастанеды или Владимира Мегрэ. Если все это – искусные мистификации, то, по крайней мере, авторы их внушают немалое уважение. С другой стороны, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Знахарь" Квитки-Основьяненко, "Олеся" Куприна, "Тени забытых предков" Коцюбинского, многочисленные свидетельства этнографов и современных магов (Григорий Фудим, Юрий Тарасов и др.) поневоле наводят на мысль, что славянские традиции магического знания вполне могли сохраниться до сих пор, – точно так же, как сохранилась традиция тольтеков. И вот, нежданно-негаданно, перед нами – "русский Кастанеда".

...Прикованный наручниками к жесткому допросному стулу в кэгэбэшной психушке, исповедуется (проповедует?) наш, славянский, Дон Хуан. Начиная свой рассказ с шокирующих, с морозцом по коже, подробностей, как с затравки, он уходит к глубоким рассуждениям о месте человека во Вселенной, о жизни и смерти, о ненасилии и сокровенном Знании. Его мир, порожденный (чем – воспаленным воображением или способностью видения?), дремуч и страшен, как вековой лес, в котором жили наши далекие предки, общаясь с растениями, зверьем и духами, заклиная силы стихий и охотясь за Силой. Они по-своему представляли себе то, что мы называем гуманизмом или добром, – мы, с нашими телевизорами и компьютерами, мы, накопившие такое количество ядерного оружия, что хватит несколько раз уничтожить весь земной шар. Их жестокость и мрачное воображение, как ни странно, не звучат диссонансом с естественным течением вещей, где силы разрушения и созидания живут бок о бок. Не будем забывать о том, что предки наши приносили человеческие жертвы и кровью врагов кропили свои алтари. Но это лишь один аспект "Протоколов". Есть и другой: с тонкостью, достойной изящного пера классика, автор разворачивает перед нами спираль "двойной" метафоры, где всякий виток, стартуя из непроглядного мрака, неизбежно приводит к свету. Этот метод мы встречаем у Достоевского, Булгакова, Берроуза...

Итак, еще одно путешествие в мир магов. Или еще одна сказка о Силе? Это решать вам, читатель. Но не торопитесь с выводами. Если бы магия воистину обладала столь сокрушительной мощью, как будет описано ниже, мир давно бы рухнул. И внимательному исследователю откроется – чем более силен маг, тем более он осознан, тем меньше следует он жалким человеческим страстям: гордыне, гневу, алчности. Осознанность и Намерение – вот что превращает человека в Мага. Именно поэтому ни один из ритуалов не сработает, если не будет наполнен этими двумя составляющими. Но, следуя им, маг неизбежно приходит к мысли о бесцельности и неразумности использования магии, предпочитая следовать иными путями. Тот же, кто, будучи корыстным и неготовым, все-таки прорывается к Источнику Силы, гибнет, сметенный ею, так и не достигнув своих уродливых целей.

Эта книга – своего рода предупреждение. Слабому: стерегись, не суйся, бойся гнева Темной Стороны. Совершенствуй безупречность, ищи силы духа, и лишь тогда врата приоткроются. Воину: совершенствуй Намерение, иди вперед, бесформенный и несокрушимый, и тогда ни Добро, ни Зло не смогут смутить тебя. Мудрому: превзойди двойственность, созерцай Мрак и Свет как порождения Единого, и возвращайся в лоно Единого, отбросив и то, и другое. Целителю: смотри, как действуют темные, изучай их нрав и повадки, словно охотник, идущий на зверя, стремится уподобиться ему, проникнуть во все его сокровенные помыслы, чтобы подстеречь неожиданно и победить. И обычному человеку: учись смотреть на мир глазами другого. Признай его право на свой мир, свою Вселенную, и это поможет тебе обрести свой Путь.

Маркиз де Сад в свое время говорил, что его книги служат воспитанию нравственности. И верно: как узнать, что есть Добро, не видя настоящего Зла? Колдун Стоменов (мы говорим сейчас о герое книги, а не живом человеке, если таковой был) – подлинный учитель жизни, подобный Ходже Насреддину, который всеми своими поступками показывал людям, как делать не надо. Именно так и следует, на наш взгляд, воспринимать "Протоколы".

И все же: перед нами – текст. Окунаясь в мир славянских магов, мы окунаемся, прежде всего, в мир литературного произведения. У него – своя, специфическая реальность, но реальность эта существует на страницах, она скрыта в последовательности букв. И Стоменов, и Анастасия, и Дон Хуан – это образы, вызываемые к жизни нашим воображением, когда мы читаем о них. У каждого из нас есть свой Дон Хуан, своя Анастасия. Все, о чем вы прочитаете дальше, оживет исключительно благодаря вашей фантазии. А потому – смелее в путь!

Вит Ценёв распечатать