В психологии существует такое понятие, как "выученная беспомощность". Если говорить просто, то это обучение способности ничего не делать, ничего не уметь, отказываться от какой-либо борьбы и искать внешние ресурсы для решения своих проблем. Это звучит резонно: и если вам нужно учиться быть активным и деятельным, то, вероятно, необходимо учиться и тому, чтобы быть бездеятельным и пассивным.
В психологии есть такое понятие, как аутоагрессия, то есть состояние, когда агрессивный импульс направляется не на некоторый внешний объект, а на самого себя. Неспособный выразить свою агрессию, не имея возможности бороться и сопротивляться, субъект, сам того не желая, направляет все свои агрессивные импульсы на самого себя.
В психологическом контексте аутоагрессивное поведение (мышление) приводит нас к появлению различного рода неврозов и психологических синдромов. Психосоматическая медицина, которая исследует влияния психологических факторов на телесное здоровье, укажет, что аутоагрессивность – это частая причина для появления физических заболеваний.
И, наконец, в медицине есть такое понятие, как аутоимунные заболевания, то есть такие болезни, когда иммунный ответ организма направлен не на внешних атакующих агентов, а на самого себя. И вместо того, чтобы бороться со своими заболеваниями, организм начинает разрушать сам себя, – с непонятной целью и умопомрачительной глупостью происходящего.
Поведение и мышление человека оказываются направленными против него самого. Его поступки, мотивы и импульсы обращены против него самого. Его собственное тело атакует и разрушает само себя. Кому, когда и в каком кошмарном сне могло присниться такое, что самым опасным и непримиримым врагом человеку окажется он сам?!
И прежде чем отправиться на поиски объяснения этому странному феномену, я хотел бы особенно подчеркнуть три вещи, с которыми не нужно путать все изложенное выше.
Во-первых, я очень не хотел бы, чтобы сюда примешивался мазохизм, – как сознательное или же бессознательное стремление к боли и страданию.
Мазохизм может быть каким-то частным случаем аутоагрессивного поведения, но сам по себе он ничего не объясняет. Вы можете сами порассуждать и поэкспериментировать на эту тему: например, взять и прикоснуться пальцем к раскаленной электроплите, и подумать, какое во всем этом может заключаться удовольствие, и есть ли оно вообще.
Во-вторых, я категорически отказываюсь называть аутоагрессией аддиктивное поведение, то есть наркотики, алкоголь, курение или переедание.
Ибо на телесном уровне – удовольствие от аддиктивных привычек перекрывает любые социальные интерпретации опасности такого поведения. Аддиктивное поведение может называться аутоагрессией только в социальном контексте, как вредоносное для общества, а использование или интерпретации такого поведение возможны только на уровне обобщения.
И, в-третьих, я согласен с тем, что самоубийство есть случай аутоагрессивного поведения, – но еще много более абсурдный, чем иммунное саморазрушение взбесившихся антител. В этом случае субъект уничтожает себя только ради того, чтобы не бороться с некоторой возникшей психологической ситуацией или сложившимися обстоятельствами. Тотальный отказ от борьбы приводит нас к тотальному саморазрушению. Точка.
По мере развития и совершенствования современной медицины рост разного рода физических болезней неизбежен. И это не значит, конечно, что одного лишь совершенствования медицины достаточно для того, чтобы вы заболели и болели. Нет. В явном виде это никак вас не касается. А в каком виде касается, мы скажем чуть позже.
Это не значит также, что медицина сама "придумывает" заболевания, которые становятся реальностью для общества. Если это и так, то это всего лишь сорняк на поле нашей темы. Придумайте новую болезнь, опишите ее симптомы и сообщите о ней всему миру, – и вы обязательно найдете кучу больных, которые страдают именно этой болезнью. Но это не есть причина того, что лечение становится заболеванием.
Я бы также не хотел проводить параллелей между тем, насколько эффективна медицина и сколько еще народу заболеет в ближайшее время от ее страшной эффективности. И если в том или ином научном институте придуман новый способ лечения заболевания, то сам по себе он не спровоцирует новую вспышку роста заболеваемости.
Я лишь подразумеваю то, что совершенствование и развитие медикаментозной и другой терапии формирует, – как во всем обществе в целом, так и в психике отдельного субъекта в частности, – такую социальную ситуацию и социальные отношения, при которых уже нет никакой необходимости к сопротивлению заболеваниям и борьбе с их последствиями.
Под сопротивлением, надо полагать, вы понимаете или покупку в аптеке новых таблеток, или поход к врачу. Под сопротивлением вы понимаете обследование или аппаратное лечение. Под сопротивлением вы понимаете прием витаминов или же биологически активных добавок. Под сопротивлением вы понимаете химиотерапию и хирургическое вмешательство. И все это я говорю не потому, что это неправильное понимание, – а лишь потому, что никакого другого у вас нет.
Теперь следите за моей мыслью, согласуя это с тезисами сказанного в самом начале. Если это так, то терапевтическая индустрия здоровья учит нас быть беспомощными перед болезнью. Она не делает это намеренно, но так получается: благими намерениями, как говорится. Если вы запрещаете ребенку делать все на свете, мотивируя это тем, что вы сделаете гораздо лучше него, то весьма сомнительно, что он вырастет на что-то способным.
Если мы понимаем излечение как исключительно внешний фактор, который не зависит от нас, то куда девать (и куда они все деваются?) наши механизмы естественной сопротивляемости к тем или иным недугам? Если подавленная агрессивность ведет к аутоагрессии, то не ведет ли подавленная возможность сопротивляться заболеванию – к аутозаболеваниям? То есть наш организм начинает бороться уже не с внешними агентами, а с самим собой.
Ему, то есть нашему организму, как мне кажется, вообще наплевать, с кем ему бороться и чему препятствовать. Важно – сопротивляться, для этого в генах что-то написано, такие ему инструкции выданы. По Климову это называется перманентной революцией, то есть когда революция подразумевается не как средство, а как цель, – и стоит ей завершиться, так некоторым людям срочно понадобится новая революция.
Организм – климовский перманентный революционер. Для нас сопротивление болезни – это не более чем средство в конструкции общей эффективности. Но для всех тех механизмов, которые осуществляют эту задачу, – это уже не средство, а это уже – цель. И раз на его резервы и возможности наложено фармакологическое табу, они совершают новую революцию, но уже против нас самих. И, скорее всего, с полной убежденностью, что так оно и надо, так будет лучше всего. А вывод плачевный:
Лечение – это пища для наших заболеваний
Вы думаете, что я пожалею психологию? О, нет, для этого нужно быть или очень непоследовательным, или владеть приемами двоемыслия по Оруэллу.
Психотерапия – это пища для будущих неврозов и психологических проблем
Мои рассуждения строятся примерно на следующем: если некоторый симптом отвергается субъектом, но при этом он не способен с ним справиться без внешних сил, то тогда сам механизм его исцеления становится патологичен. Понятно? Непонятно?
Приведу пример. Допустим, у вас болит голова, и вы пьёте анальгин или цитрамон. У вас, через некоторое время, снова начинает болеть голова. Вы пьёте анальгин или цитрамон. И если у вас снова болит голова, то вы не знаете, что делать и как от нее избавиться, кроме как опять выпить таблетку. Никаких идей относительно того, что делать, если таблетки не окажется (а вдруг вы оказались на необитаемом острове?). Избавление только внешнее. В этом случае, я утверждаю, что само употребление анальгетиков, косвенно или явно, ведет к постоянным головным болям.
В психотерапевтическом смысле тут мало что меняется. У вас есть некоторое эмоциональное состояние, которое для вас обременительно и от которого вы хотели бы избавиться. Но вы не знаете, как от него избавиться и что с ним делать, поэтому решение получается только внешнее: это психотерапевт или психофармакология, а лучше и то, и другое сразу.
Таким образом, вы постепенно учитесь, во-первых, – быть беспомощным перед любыми нервными или физическими заболеваниями (ибо помочь вам может только медицина, ну или психологи, или колдуны и шаманы, – но совершенно точно, что не вы сами себе).
Во-вторых, у вас происходит постепенный отказ от любой борьбы и подавление собственных ресурсов в угоду более (якобы) совершенных внешних.
В-третьих – получаем аутоагрессивную симптоматику, то есть мы заболеваем оттого, что подавляем собственную сопротивляемость в угоду внешним ресурсам. И сопротивление оборачивается против нас самих. То есть, лечение приводит к заболеваемости не прямо, но опосредованно.
На меня много ругались насчет рекомендации виртуально "мочить в сортире" всех ваших конкурентов и соперников, где я подразумевал, что разрядка агрессивного акта приводит к облегчению, а оппоненты подразумевали, что таким способом разряжать свою агрессию – это плохо и неправильно, а лучше рисовать, медитировать, и всячески трансформировать свою агрессию в какие-то более позитивные чувства.
Возможно, вы правы. Но что делать с биологической агрессивностью, задача которой – это атака и уничтожение вредоносных биологических агентов? А ее куда медитировать?
А те неприятные чувства, от которых нужно и немедленно следует избавиться как можно быстрее? Нет, не агрессивность, а разочарование, обида, страх, чувство потери, тревога и так далее. Любимы усилиями, любыми средствами, за любые деньги, – избавиться, уйти, не переживать ничего подобного. Таблетки от любви, таблетки от страха и обиды.
А ведь в нас заложен огромный потенциал эффективно справляться с ними, противодействовать им, искать, – и находить выход из сложившейся ситуации. Через свою боль, через трудно, через борьбу и через "не могу". Вместо этого – эффективный тренинг на тему того, как круто мы ничего не можем, и как быстро и профессионально нам кто-то сможет помочь.
Медицина, психология, психиатрия, фармакология, религия. Всё, что угодно, только не мы сами. Не своими силами. Не своими ресурсами. А все свои – мы "наступим на горло собственной песне", как говорится. Но тогда она будет петь уже против вас.
Как вам известно, после того, как Павлов натренировал собаку реагировать на лампочку, то у нее стал выделяться желудочный сок не потому, что в миске есть сосиска, а потому, что горит лампочка.
Раз уж собака так натренирована, то некоторое время у нее будет выделяться желудочный сок независимо оттого, что она думает о сосисках. И если горит лампочка – сосиска есть. Вот так думает желудок. Собака при этом может думать все, что ей заблагорассудится.
Если собака поняла нечто важное и у нее есть знание о том, что предполагать сосиску при загоревшейся лампочке, – это глупо, то желудочный сок все равно будет выделяться еще некоторое время, пока желудок не переучится думать обратное.
Это я к тому, что резкое понимание того, что вы способны на все и сможете справиться с любым недугом, приведет вас к обратному эффекту. От болезни под названием "лечение" нужно избавляться постепенно, и никуда при этом не торопясь. Причем, своими и только своими силами. Тело и психика должны свыкнуться с мыслью, что именно им придется работать с вашими проблемами и решать их.
Сначала они ошалеют, не поверят вам, и, по старой привычке, начнут мутузить вас – вместо того, чтобы разрешить вашу насущную проблему. И лишь через некоторое время они от вас отвяжутся и займутся, наконец, своим любимым делом.
Формула такая: в половине случаев из условных ста, вам следует справляться со своими проблемами самостоятельно, без какой-либо случаев со стороны, рассчитывая только на себя и свои силы, надеясь только на себя и позволяя своему телу и своей психике устроить козью морду вашим проблемам. Только им и никому больше!
Не обязательно делегировать им полную самостоятельность. На начальном этапе можно поступить иначе: например, снизить в два раза использование внешнего ресурса. Возьмем пример с головной болью: один раз вы решаете таблетками, а другой раз – без них. Потом снова таблетка, потом снова – своими силами. Сил хватит, не сомневайтесь, и постепенно у вас организуются две равноправных модели избавления от головной боли. Первая будет на таблетках, вторая – совершенно без них. А вы посмотрите, какая из них лучше.
То же самое возможно проделывать с другими вашими физиологическими или психологическими состояниями. И я сразу предупреждаю: как только вы откажитесь от внешних решений и универсальных разрешателей ваших проблем в пользу своих собственных, у вас возможно появление мыслей и ощущений, – а что именно нужно сделать для того, чтобы ваша проблема разрешилась. Тело начнет подталкивать к каким-то своим решениям, которые у вас были и раньше, но которые вы не слышали, ибо не слушали.
Чего-то захочется. Вдруг. Подышать немножко свежим воздухом. Съесть чего-то такого особенного. Принять душ. Вздремнуть полчасика в несвойственное вам время. Совершить прогулку. Поиграть с собакой или погладить кошку. Размяться или помассировать мышцы. Проснуться на час позже. Лечь спать на час раньше. Любые варианты. Ваше тело начнет предлагать вам реальные возможности для гармонизации и избавления от недомоганий и болезней. Ваше тело, наконец, займется тем, чем ему положено. И вы это услышите. И вы об этом узнаете. Очень быстро.
Выборы могут быть любые, я вас тут ни к чему не призываю. Важно лишь то, чтобы они были сделаны, и вы начали бы заново учиться справляться со своими проблемами сами. И это вам вполне по силам. Ваш организм так устроен. Ваша психика так устроена. Ее силу и ее ярость вы изрядно можете почувствовать по всему тому, что вам мутит, досаждает и беспокоит. Пока она перманентит против вас. Это ненадолго. И мне страшно представить, что она сделает с вашими микробами и болячками, как только развязать ей руки и дать ей волю и силу действовать.
Вит Ценёв