Psyberia.ru / Территория познания /

Страх, который нас боится

Чего только человек не боится на белом свете. Найдет себе какую-нибудь оказию (в виде пауков, земляных червей, числа 13 и красных тряпочек), – и давай ее бояться. И ночью он боится, и днем боится. Встречаются даже люди, которые боятся наслаждений. А вдруг оно нечаянно нагрянет, кода его совсем не ждешь? Ой, мамочки, как страшно!

В идеале страх – штука весьма полезная, которая помогает нам адаптироваться и избегать опасных ситуаций. Такие фразы хорошо писать в учебниках по психологии, но для жизни они не подходят. В Нью-Йорке рухнули два небоскреба, и сотни миллионов людей впали в состояние безотчетного и всепоглощающего страха. Какую пользу принесет этот страх? В деревню уехать? В погребе жить? Бомбоубежище строить?

Или возьмем страх перед числом 13. А здесь какая будет польза для организма? Огромное число людей трясется от ужаса, завидев эту цифру, – а зачем, собственно? Что за прок от этого страха?! Один только вредный вред.

Так что существуют сотни или тысячи страхов, которые абсолютно бесполезны и никакой пользы прогрессивному человечеству не приносят. Объективно и рационально. Но вот вся беда в том, что отчасти наше тело, отчасти подсознание, и отчасти даже сознание – имеют упертую убежденность, что нет ничего полезнее, чем как следует чего-то бояться. Чисел, террористов, молочных продуктов, закрытых дверей, грозы, мышей и крыс, и так далее. И раз вы боитесь, то уже в этом польза и есть. Значит, так оно и надо. Так правильно. Так и нужно бояться дальше. И чем сильнее, тем лучше.

Психологи формализовали огромное количество страхов и дали порядка трехсот разных определений тому, что такое страх. Страх – это бла-бла-бла. Страх – это тра-ля-ля. И еще куча разных полезных толкований. Это не помогает жить, но зато дает перспективу лучше понять природу страха. Как говорится, любое химическое вещество, введенное в крысу, дает результат в виде научной статьи. И, конечно, чем больше у вас страхов, тем больше и чаще психолог будет кушать красную икру, не так ли?

В результате все счастливы: ваш организмус радуется, как он тщательно боится и спасает вас от какой-то напасти. Вы предвосхищаете счастье того, что психолог скоро скажет вам заветное слово и страх исчезнет. А он мажет на хлеб икорку. Всем хорошо.

Давайте рассуждать здраво: если бы психологи могли избавить человечество от страхов, то, вероятно, народ уже давно был бы смелый и ничего не боялся. Как и медицина, кстати.

Один нашел невроз, другой – парез, а третий – лобный энурез, четвертый – грыжу, пятый – язву, шестой – препятствие оргазму. Купив лекарство от диареи (или поноса, говоря по-нашему), можно заполнить купон и принять участие в лотерее. Главный приз – поездка в Африку. Как вы считаете, оно кому-нибудь надо, чтобы вы были без диареи? Чем больше диареи, тем лучше. И для них, и для вас, в Африку можете съездить. А без диареи – увы, никак. Но шансы увеличиваются с каждым стулом.

В общем, я не знаю, как там насчет шансов съездить в Африку за счет своего стула, но что касается страхов и фобий, то тут уж точно можно лишить психолога его хлеба с икоркой, – пусть баклажанной пишет, что "жизнь удалась", и всё такое. Справимся сами. Хорошо?

Почему вы лучше справитесь с вашим страхом, чем любой психолог?

Да, друзья мои, именно. Дело в том, что лично у вас справиться со своим страхом шансов гораздо больше, чем у любого психолога. И на то есть целый ряд причин.

Причина первая. Если вы приходите к психологу, то он "лечит" вас психологией, а если к врачу, то тот лечит вас медициной. Психолог не может быть медиком по отношению к вам и вашему страху, а медик – не может быть психологом. Вы же можете воздействовать на свой страх как психологическими приемами (которые вы, например, прочитали), а можете медикаментозно (принимая лекарства "без рецепта"). Итак, вы вправе истязать свой страх любым методом, а специалист – нет. Вы можете разрешить страху быть, а специалист – не может по определению, он обязан считать это проблемой (медицинской, психологической или какой-нибудь еще) и искать метод для ее разрешения.

Например, я на факт своей головной боли могу сказать, – "а по хрену мне это", и ничего не буду делать. А могу и таблетку выпить. А могу и спать завалиться. Моя головная боль, чего хочу, то и делаю. А он – нет. Он обязан ее лечить, искать решение.

Причина вторая. Любой специалист неизбежно находится в парадигме своих представлений о тех или иных причинах возникновения моего страха. Один думает, что во всем виновато злобное подсознание, другой уверяет, что у меня слишком сильный "внутренний родитель".

Если существует триста определений страха, то может оказаться так, что 299 раз я буду лечить его неправильно, в силу ошибочности теоретических представлений. Но и это еще не все: ведь если мне не поможет (не понравится) объяснение, что во всем виновато мое эго, то я могу встать из кресла и отправиться в другое. А вот специалист – увы. Он и дальше будет всем говорить, что во всем виновато эго. Или суперэго. Или мортидо. И он ограничен в понимании феномена фобии, а мы – свободны полностью. Чего хотим, то и думаем. А он – нет.

Причина третья. Специалист, в силу всяких клятв Гиппократа и бюрократа, не способен в качестве лечебного средства рекомендовать нам те методы и техники преодоления страха, которые эту клятву или нарушают, или ставят ее под сомнение. И психолог, и медик, типа, должен быть добрым и эмпатичным (отзывчивым). Я вот могу сказать своей фобии, как надоедливому комару, жужжащему мне под ухом: "ну, сука, как ты мне надоела, я тебя сейчас достану и душу выну, мать тебя перетак". А он же у нас добрый, он нам помогать должен, он – разумное, доброе и увечное сеет. В рамках гуманистической парадигмы работает, так сказать.

Четвертая причина. Предположим, вы решили, что вы психолог и сами сможете помочь себе в разрешении проблемы. Это выгодно с финансовой точки зрения. Если у вас ничего не получилось, то деньги, по крайней мере, остались при вас. Можно попробовать еще раз стать себе психологом, в другом ключе, другим методом. Если опять не поможет, то и вы опять не в накладе. А если поможет, то вообще – супер, можно эти деньги прокутить.

Пятая причина. Кто знает, где лучше всего одолеть вашу фобию? Может, это нужно делать в зале для бокса? Может, на пляже? Дома, лежа на диване? В лесу? На пикнике? У вас тут полная свобода действия, где захотите, там и будете загибать свою фобию. А специалист? Увы, только в кабинете, в строго отведенные часы. Он скован в атрибутивной атмосфере исполнения своих профессиональных обязанностей, а вы – свободны полностью. В вашем распоряжении – любые часы, какие вы захотите, любые дни, какие захотите, любое место, какое захотите, любые люди, которые в этот момент будут рядом.

Шестая причина. Как бы то ни было, мало у кого есть стопроцентная уверенность, что вам помогают не потому, что хотят помочь, а просто потому, что вы платите бабки. Но себе-то вы доверяете полностью, не правда ли?!

Подытожим. Вы абсолютно свободны в вашем желании делать с вашим страхом все, что вам только в голову придет. Бесконечно много возможностей. Полный контроль. Свобода и власть волеизъявления. Многие могут сделать многое, – но на максимум способны только вы. Вы и никто больше. Точка.

Иван Павлов. Рекомендации лучших собаководов

Общеизвестно, что (нехороший с точки зрения Гринпис) ученый Павлов проводил разного рода опыты над бедными собачками. Образно повторим этот эксперимент с человеком. И, допустим, некому гражданину внушают, что планета Земля треугольная. Например, есть две карточки (два голосовых сообщения, два зрительных образа), которые повторяются. И в одном случае (Земля круглая) гражданина слегка дубасят током, чтобы он не забывался, а во втором (Земля треугольная) – ток не подается.

Если это проделать раз тысячу, то, по завершению, человек все равно останется при своем мнении, что Земля круглая. На то и умный. Однако, есть одно НО. Его тело, которое вроде бы как совсем неумное, вдруг начинает думать, что Земля более треугольная, чем круглая.

Само, оно, конечно, думать не способно, для этого есть мозг, и вот в этом самом мозгу, на основании негативных (удар током) и позитивных (удара нет) сигналов формируется идея о том, что мысль о треугольности земли более полезна, чем идея о ее круглости.

Вашему телу, в отличие от ума, совершенно наплевать, круглая земля или треугольная. Да пусть она будет хоть какой. Главное, что треугольная земля как идея не приносит боли, а вот круглая – приносит. Уму важнее правильные мысли, чем полезные, телу – наоборот.

Следствием этого противоречия может быть тот факт, что у человека появляется ложная программа безопасности, срабатывающая всякий раз, как только человек соприкасается с объектом "опасности". Встретился наш гражданин со своим старым другом, которого он давно не видел, а тот радостно заорал, что земля, мол, круглая и тесная. Тело немедленно включает программу спасения: так, этот чувак – псих, от него нужно держаться подальше, а то опять током шваркнет.

Я очень хочу, чтобы вы обратили внимание не на слова ток и боль, а на слово программа, ибо она может сформироваться безо всяких на то причин, стечением обстоятельств. Тело живет в тесном содружестве с умом. Ум, с точки зрения тела, существует для того, чтобы избегать опасностей даже без их непосредственного присутствия, факта появления. Если ум отреагировал на какой-либо стимул реакцией страха, испуга (увидел паука по телеку), то обрадованное тело столь же надежно формирует программу постоянного страха перед пауком. Стечением обстоятельств (например, наложением на стресс или эмоциональную опустошенность сильного визуального стимула, и даже просто абстрактной идеи) можно начать бояться чего угодно. Ограничений нет. Без проблем.

Еще раз повторю: это программа. Тупая и механически воспроизводимая. Боится не ум, а боится тело. Тело начинает бояться, реагируя некоторым набором симптомов (например, учащенное дыхание, слабость в ногах, дрожь в руках, и так далее). Ум начинает бороться с этим (он же умный, бояться стыдно), то есть подавлять эти симптомы. Тело немедленно усиливает их (ты обалдел, это небезопасно, пауки – страшная штука). Как вы думаете, кто победит в этой борьбе?

Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта

Если (не дай бог, конечно) вы ненароком отшибли дверью палец, да так, что слезы из глаз брызнули, то в этот день вам будет очень трудно бояться террористических актов. Ну, не всем, быть может, но большинству (и особенно тем, кто видел терроризм только по ТВ) из них. Я это не к тому, чтобы вы шибали себе дверьми по пальцам при появлении страхов и паник, но к тому, что сбой в работе такой программы – не очень хитрое дело.

Помните, как главный герой в фильме "Бойцовский клуб" вдруг понимает: "Пистолет не у тебя, пистолет у меня". И, действительно. Если вы используете ум по назначению, то есть, начинаете думать, то Тайлер – мертв. Тайлера больше нет. Зачем вам бороться со страхом, когда гораздо проще создать для него невыносимые условия существования?

Предположим, вы боитесь терроризма. В это самое время, когда вы лежите в кровати, на дворе ночь и терроризм не дремлет, созданы все условия для того, чтобы бояться. Просто идеальная ситуация для страха. Теперь представьте, что в соседской комнате кто-то вдруг включил музыку, да так громко, что у вас в комнате начала сыпаться штукатурка. Ну как, получится у вашего тела бояться терроризма? Думаю, через час такого экзерсиса вы сами превратитесь в террориста похуже Бен Ладена, не так ли?

И далее – на волю вашего воображения. Не забывайте также, что наше тело, каким бы оно дураком не было, – все же союзник, слепо верящий в то, что спасает нашу жизнь. Эту его веру не обязательно отнимать, вступать в открытое противоборство. А проще и надежнее вставлять ему палки в колеса. К тому же тело по своему быстро кумекает, что если вдруг окажется так, что бояться менее безопасно, чем быть смелым, то страх может исчезнуть.

А на хлебушек, дяденька, я люблю мазать икорочку

Психолог в большинстве случаев представляется нам этаким программистом, которому по силам и способностям "вложить" в нашу голову решение проблем. Неочевидно, будет ли ваша проблема решена, но очевидно, что встречного "вложения" некоторой суммы денег в его кошелек вам не избежать.

Дяде Грише 42 года, и он страшно боится пчел. А после 40 психоанализов (по 500 рублей каждый) он вспомнил, что в восьмилетнем возрасте его за жопку укусила пчела. Вот и нашли причину! Вот она, могучая психология! Пчел наш дядя бояться не перестал, – но полегчало ему изрядно, и теперь у него есть объяснение, почему он боится, и что все правильно. Как в анекдоте: "мочусь, но уже с чувством гордости".

Так что наше соглашение, которое я готов вам предложить, может быть следующим:

 

– Я, (ФИО), в силу вышеизложенных причин, считаю, что я и сам прекрасно справлюсь со своим страхом без всякого психолога. Хрен вам, а не красной икры. Все деньги, которые я собираюсь потратить на психолога, я потрачу на себя любимого, когда мой страх исчезнет вовсе, или когда он снизится до такого уровня, который не будет меня тревожить.

– Я, (ФИО), отдаю себе отчет в том, что в моей власти и моей воле подвергнуть мой страх любым экзекуциям, экспериментам и издевательствам, которые я сочту нужными. Мне не указ клятва Гиппократа, я не придерживаюсь какой-то школы и концепции, мне не нужно загонять себя в искусственные рамки кабинетов или методов лечения. Наконец, я твердо уверен в том, что не хочу себя надуть или "залечить". Это мой страх, и я делаю с ним все, что мне захочется. Я – властелин и повелитель своего страха. В моей власти – и разрешить ему быть, и приказать ему сдохнуть.

– Я, (ФИО), не борюсь более с симптомами страха, не пытаюсь их подавить, – но я делаю в его адрес разного рода западло, как ученик подкладывает кнопки на учительский стул. Я осознаю и хорошо понимаю, что это не мой страх, а страх моего тела, – так что мне нечего стыдиться или чувствовать себя виноватым. Боюсь не я, боится тело, – и этот страх часто передается мне, как будто бы боюсь именно я. На самом деле это не моя проблема. И мне не нужно стесняться или стыдиться появления любого рода симптомов моего тела.

– Я, (ФИО), никак не ограничиваю себя в методах и средствах, которые будут способны свести мой страх на нет, лишить его повода для существования, и сделать его проявления невозможными и невыносимыми. Я могу материться, плеваться и кричать, спорить, пойти на бокс или каратэ, громко включать музыку, разливать на полу что-то ужасно вонючее и едкое, прижигать себя сигаретой, стать "моржом", бегать трусцой, найти новую работу и друзей, голодать, попробовать походить по углям, разбить посуду, развивать в себе силы и способности к телепатии, ненавидеть, злиться, громко хохотать, спать на полу, и прочее, и прочее, и прочее. Все что я сочту нужным, сильным и достаточно экстремальным, чтобы страх затих, затух и исчез.

Заключительный штрих к портрету преступника

Страх, особенно безосновательный, чаще всего паразитирует на нашей бездеятельности: и как я уже говорил выше, лежа в постели ночью, очень легко бояться терроризма. А попробуйте побояться с полчасика, стоя на одной ноге, и вы обнаружите, что у вас это получается уже не так легко, как лежа.

Подержите минут десять на вытянутых руках подушку, и окажется, что бояться терроризма как-то совсем невмоготу. Можно сделать 300 приседаний, такую вот свинью своему страху подложить, – и посмотрите, что из этого получится. В общем, у вас есть миллионы вариантов сделать жизнь своему страху бледной и неказистой.

И вот еще. Все сэкономленные деньги (вы сам себе психолог, правильно?) обязательно и непременно потратьте на подарок, порадуйте себя чем-нибудь замечательным. Ибо вы этого заслужили. Я это точно знаю. Я просто уверен в этом.

Вит Ценёв скачать статью распечатать