Psyberia.ru / Территория познания /

Новая модель человеческих потребностей

1. Иерархия потребностей А. Маслоу

В литературе по психологии, менеджменту и рекламе поведение человека часто объясняется посредством так называемой пирамиды или иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow). Американский психолог А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию.

Иерархия потребностей в самом общем виде выглядит так (Рисунок 1):

Рисунок 1

* Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие (fhisiological needs).

* Следующая ступень этой иерархии – (need for safety) потребность в безопасности, в защищенности.

* Третья ступень (need for group) – потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.

* Последняя ступень (respect) – потребность в уважении, одобрении.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены наши низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.

Маслоу говорит, что физиологические потребности человека удовлетворяются на 85%. Потребность в безопасности – на 70%. Потребность к расположенности группы – на 50%. Потребность в уважении, одобрении – на 40%.

Самореализации достигают приблизительно 10% лиц.

Факт использования теории потребностей в различных областях знания можно назвать наглядно-спекулятивным: ей трудно найти практическое применение. Более того, данная схема может увести нас в сторону совершенно неуместных обобщений. Так ли безнадежен для терапевтической практики человек в ситуации длительного недоедания? Или человек, которого не любят в обществе? История ведает неисчислимым множеством примеров, когда люди добивались своей цели благодаря именно неудовлетворенным потребностям. С точки зрения иерархии потребностей невозможно объяснить, как человек, в условиях концлагерного заключения, находит в себе силы, чтобы вести подпольную антифашистскую работу: делится последней пайкой хлеба с больным, постоянно рискует быть преданным осведомителями, сталкивается с отчужденным большинством, не понимающем и не признающем его дела – и именно это позволяет ему не только выжить, но и раскрыть некий потенциал, который Маслоу и назвал бы самореализацией, если бы никакого другого общественного строя кроме лагерного режима не существовало. Говорят, Маслоу в дальнейшем отказался от своей концепции. Это нам понятно – в таком виде, какой он ее создал, она не работает.

2. Моделирование карты для структуры потребностей

Помните пьянчужку, который ночевал у Афони в одноименном фильме. Вышел у них как-то разговор о том, какие условия на некоторой планете идеально бы отвечали их потребностям и мироописанию. Помните, что он сказал: Он хотел бы жить на планете, на которой бы третьи страны не угнетали. Загадочная русская душа может смутить любого маститого психолога с мировым именем. Этому замечательному ответу можно дать множество самых различных психологических объяснений, но не с точки зрения пирамиды потребностей. И дело даже не в том, что Маслоу не учел особенностей национального менталитета. А в том, что не учел он самого главного, а именно – самого человека и тех культурных, социальных, экономических, родовых, политических и многих других условий, в которых он живет, растет и развивается. Ганс Айзенк в свое время доказывал, что интеллект белых и черных существенно отличается, и многие за это называли его расистом, хотя, на самом деле, никаким расистом он, конечно, не был. Он тот самый Оппенгеймер, который совсем не хотел бросать бомбу на Хиросиму. Он не убийца, но дал возможность другим людям быть ими. Маслоу близок к Айзенку – он создал теорию, что большинство людей скорее всего проживут свою жизнь неудовлетворенно и нереализованно. Это хорошие теории, если вас привлекают идеи евгеники. Если же нет – я предложу вам лучшую модель.

Существует так много целостных психологических теорий личности, что, право, затруднительно сделать выбор, какую именно взять за карту, на которой мы сможем построить новую модель. Долгое время посвятив поиску, я решил вообще отказаться от уже созданных картографий и сформировать свою собственную, которая удовлетворит нашу основную цель.

Можно долго и очень учено оперировать словами типа эксплицитность, дискурсивный, самость и интернальный. Я же взял милую и дружелюбную собаку распространенной породы – Тузик обыкновенный – и создал совершенно новую модель человеческих потребностей. Вам, вероятно, смешно, только вы погодите смеяться – мой Тузик еще, глядишь, и вас чему научит.

Людям не всегда нравится прямое или косвенное сравнение человека с животным. Поэтому, наверное, многие не любят книгу К. Лоренца "Агрессия". Вот Эрих Фромм ее очень не любил, посвятил ей много критического времени в своей работе. Надеюсь, вы простите меня за столь рискованный шаг.

На рисунке 2 представлен условный Тузик. Если не учитывать всякие "важные" вещи, что у него раз в сто больше развит вомеронозальный орган и что он раз в пять лучше слышит, то картография Тузика описывается тремя словами: онтогенез, социализация и репродукция.

Онтогенез означает, что мой условный Тузик любит, как ни странно, гороховый суп, болел всего один раз чумкой и благополучно ее пережил, предпочитает крутиться на кухне и гулять не меньше трех раз в день.

Рисунок 2

Обратите внимание: животное может наиболее эффективно выживать только репродуктивно, и много менее эффективно – онтогенетически или социализированно. Это факт является решающим, когда речь идет о различиях между человеком и животным – человек может одинаково эффективно выживать в любом из аспектов его деятельности.

Социализация – это умение Тузика не ссориться с большими собаками и веселое времяпровождение с собаками малыми, вечная и непримиримая война с котами и четко обозначенные собственные владения, начинающиеся от второго окна первого подъезда и кончающиеся другим углом нашего пятиэтажного дома.

Рисунок 3

Человек – единственное из всего живого на земле, способный выживать не одним, и даже не двумя, а любым из четырех возможных способов, или даже с помощью всех четырех единовременно.

Репродукция – это три милых щенка от его любимой Нюси, которой он совершенно не хранит даже намека на верность и вечную любовь.

Наиболее важная часть любого животного – его репродуктивный потенциал. Под этим нет необходимости понимать простую копулятиную деятельность. Репродукция в нашем случае – это умение выжить тем или иным способом. Самый "выживательный" способ – непрерывное рождение новых чад. Все слышали выражение: "плодится, как саранча"?

На рисунке 3 можно увидеть принципиальные отличия человека от животного. Пример с бабушками и дедушками я считаю не очень убедительным, потому как, например, крысы тоже имеют многопоколенную стаю, как и человек. Человек, разумеется, исключительно мыслящее существо, личностное и социализированное много более любого животного.

Не моя цель – раскрыть нюансы и особенности поведения животных и отметить наиболее существенные отличия между человеком и животным. Для этого есть очень интересные книжки по этологии и зоопсихологии. Моя же задача – создание наиболее примитивной и максимально упрощенной модели человека, что и было получено.

3.Новая теория потребностей

Уже в таком виде простое наложение пирамиды Маслоу на нашу карту может дать обильную пищу для выводов и рассуждений. Однако, как уже было сказано выше, я не считаю иерархию потребностей Маслоу идеальной. Человек не столь последователен и логичен, как теорема Пифагора. Решение пришло как озарение (Рисунок 4).

Рисунок 4

Я люблю иногда сыграть в эту игру. Когда в мишень бросаются небольшие стрелочки с острым концом. Все как в тире, только здесь важна ловкость рук и мышечное чувство. Вы можете кинуть стрелочку в нелюбимое вами требование мира непрерывно учиться чему-то новому, можете не желать иметь семью или быть недовольными собой как личностью. Пусть вас не смущает обилие разных цифр – обо всех их значениях я расскажу вам пренепременно. Но для начала – дам характеристику каждому из четырех крупных блоков, из которых слагается наша карта.

Личность: все, что связано с индивидуальными особенностями человека – тело, вкусы, привычки, потребности, отношение к себе, понимание себя, наклонности, умения, навыки, особенности и еще много подобных слов, которые были придуманы за последнюю пару-тройку тысячелетий.

Когнитивная деятельность: то, чего так и не нашли у животных. Вы учитесь, вы читаете, вы придумываете, вы пишете стихи и романы, решаете сложные задачи, создаете новые теории, критикуете старые, помните таблицу умножения и легко овладеваете понятием дискриминанта. Вы даете информацию миру и берете информацию у мира и этот процесс бесконечен.

Социальная деятельность: любое взаимодействие с обществом. Вы можете работать, писать жалобы, участвовать в диспутах, работать на производстве, быть политиком, слушать церковные пения, лететь в космос, играть в футбол и ходить в казино.

Группа: сексуальная жизнь, симпатичные люди, любимый человек, ребенок, друзья, замечательный сосед, преданный пес Тузик или Мухтар.

Это приблизительное описание карты человеческого пространства. Теперь посмотрим, что это за цифры и буквы.

Первый круг (S1, Id1, C1, R1) (fhisiological needs): Ядро личности, базальные потребности. Каждый сегмент имеет свои важные особенности:

Id1: потребности, связанные с выживанием, с физиологической устойчивостью организма: голод, жажда, потребность во сне, в отдыхе. Частично – потребность избегать болевые стимулы и получать позитивные.

С1: сенсорная информация и стимулы, так называемый "сенсорный голод" (известные эксперименты по сенсорной изоляции).

S1: потребность взаимодействовать с окружающим миром, участвовать в его процессах. То, что Э. Берн назвал "структурным голодом".

R1: сексуальное влечение, стремление к сексуальным контактам. То, что обычно называют "половой голод".

Второй круг (S2, Id2, C2, R2) (need for safety): Потребность в безопасности, защищенности.

Id2:потребность избегать боли, болезней, пугающих объектов, пугающих ситуаций. Потребность иметь защитника, защиту, спасительные средства.

C2: то, что Эрхард назвал "стремлением ума выжить". Потребность защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.

S2: потребность быть в безопасности, взаимодействуя с окружающим миром. Стремление защититься, избежать давления общества.

R2: "Mой дом – моя крепость". Безопасность дома, семьи, здоровье близких и важных для человека людей (животных).

Третий круг S3, Id3, C3, R3) (need for group): Потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе. Все нижеуказанные характеристики являются следствиями этой потребности, разными в каждом своем случае.

Id3: потребность "радоваться своему отражению в зеркале". Здесь же – начинают развиваться требуемые обществом качества: волевые акты, умение себя контролировать, мотивация к личностным изменениям.

C3: "желание" хорошо учиться, приятие чужого опыта, некритичное мышление.

S3: потребность слиться с большинством, стремление иметь компанию, группу, "молчаливое согласие" с большинством.

R3: стремление понравиться лицам противоположного пола или тем людям, которые симпатичны. Ухаживание, забота, соответствие ожидаемым требованиям близких и значимых людей.

Четвертый круг (S4, Id4, C4, R4)(respect): Потребность в уважении, одобрении, признании, компетентности, благодарности.

Id4: Потребность в самоуважении, в гармонии с собой, в уверенности в себе и своих силах и возможностях. Парадоксальная потребность – человек нуждается в уважении и любви к самому себе.

C4: Потребность быть продуктивным, креативным, порождающим хорошие вещи, идеи, продукты мышления и творческой деятельности.

S4: Потребность быть значимым, стать "заслуженным работником", получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других.

R4: Быть значимым в глазах своего ближайшего окружения. Слышали о так называемом "синдроме ожидания памятника"? Жена старается-старается, ждет, но никто не хвалит ее за вкусный ужин, за чистую постель, за ухоженный дом. Вот она старается и ждет, старается и ждет... Так и рушатся многие семьи...

Светлые круги на рисунке 4 можно назвать кризисными этапами, во время которых человек удовлетворил свои потребности или, напротив, так и не смог этого сделать. В последнем случае его поведение может сильно варьироваться.

Например, Маша превратила свою жизнь в невротическую игру, застряв на этапе, когда ее не поощряли за явно хорошие борщи и вареники. Семен перестал воображать, что он станет великим биатлонистом и довольствовался своими вполне хорошими вторыми результатами и своей разухабистой биатлонической компанией. А Игорь очень боялся, что ночью к нему придет Зеленый дед мороз и украдет его, но, не найдя ни капли понимания и поддержки со стороны своих вечно занятых родителей, постепенно скатился в паранойю.

Человек может достичь полной реализации в некоторой из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство".

Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину "нормального распределения". Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.

Последнее, что хотелось бы добавить к этой статье – это самоочевидный факт того, что любой человек, полностью реализовавший себя в той или иной (или даже всех) области, может это утратить. Этому может способствовать общество – забыли, перестали признавать; это может быть непоправимая травма, потеря всех своих близких, тяжелая болезнь и многое другое. Это так. Жизнь динамична, сурова и быстротечна: она редко позволяет быть человеку беспечным и счастливым просто так, даже если до этого он совершил невероятное. Но именно этим людям в таких случаях и бывает легче всего пройти этот путь вновь. Потому что – они уже знают дорогу.

Вит Ценёв скачать статью распечатать