Psyberia.ru / Территория познания /

Так называемые секты

3. РЕФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

3.1. Введение в проблему

"Реформирование мышления" (thought reform) или, более распространенный термин "контроль сознания" – одна из наиболее спорных на сегодняшний день тем, которая, в некотором смысле является основополагающей в проблематике НРД как явления вообще. Очевидно, что в обществе не существует групп, которым явно разрешается больше, чем некоторым другим. Требования закона одинаково равны как к Русской Православной Церкви, так и к "Ассоциации Пламя" или "Аум Синрике", и если Православная группа совершает преступление, она будет наказана столь же строго, как и уже упомянутое движение "Аум Синрике". Очевидно, что существует конкретный регулирующий механизм – такой как Уголовный Кодекс РФ или, разумеется, аналогичный документ любой другой страны, нарушать который нельзя. Случаи, когда НРД совершает явные преступления, (такие как "Аум Синрике", "Белое Братство" и некоторые другие) не будут рассматриваться в настоящей работе по причине, что механизм наказания подобных нарушений, по сути, неотличен от аналогичных преступлений, совершаемых группами нерелигиозной природы. В этих случаях, безусловно, существует своя специфика и особенности, но, тем не менее, закон одинаково строг для всех, и НРД не составляют исключения из этого правила.

Гораздо более интересным и спорным представляется вопрос о так называемом явлении "контроля сознания" или "реформирования мышления". Как уже было сказано в разделе об особенностях терминологического аппарата в отношении НРД, в настоящей работе используется только термин "реформирование мышления" как наиболее объективный по сути и менее тенденциозный. Следует подчеркнуть, что термин "реформирование мышления" отграничивает сферу манипулятивного социального воздействия (влияния) на людей от сферы обыденно-привычных взаимных социальных манипуляций(11). Здесь важны два вопроса: насколько эта сфера чрезмерна (избыточна) и не является ли факт этой избыточности нарушением или преступлением. Учитывая, что оба эти вопроса являются спорными и законодательно неопределенными, данная работа не находит возможности и права считать это явление преступным. Тем не менее, рассмотрение этого вопроса можно назвать ключевым, так как от него зависит дальнейшая судьба многих НРД, основная "вина" которых как раз и заключается в предполагаемом реформировании мышления с дальнейшим контролем за поступками обращенных и неограниченной возможностью направлять их действия в нужных лидерам НРД или догмату веры направлениях.

3.2. Как это происходит: обращение в приверженца(4)

Цель обращения в НРД заключается в том, чтобы обращаемый в движение принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые движения пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход в течение недель или месяцев перед тем, как позволить обращенным формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они становятся воплощением идеальной личности движения (соглашаются с верованиями и наставлениями НРД, чтобы они "стали как дети", "стали полностью спокойными", "были отделенными от материального мира" и тому подобное), и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано движением. Этот разительный разрыв с прошлым может первоначально вызывать стрессовые ситуации у новообращенных, которые часто чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни, притягиваемые противоположными привязанностями и сбитые с толку в отношении своей истинной сущности. Непрерывное следование практике и верованиям движений, однако, часто ослабляет эти стрессы, и, в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и даже прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно отделенными от сегодняшнего сознания.

Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых многими НРД, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

Контроль времени и деятельности, то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать:

Лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания.

Возможные результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, при которых человек более подвержен внушению.

Информационный контроль: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио; газеты, запреты на связь с людьми за пределами группы; навязывание к чтению обращенных литературы движения, записей и посещений лекций по основам движения; классифицирование определенной информации о НРД как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от новообращенных; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и неправда ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру", "Мы не верим, что наш гуру – Бог").

Возможные результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и, таким образом, затрудняет критическую оценку движения.

Манипуляция языком. Часто это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.

Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка(ов) в разговор и пение; стремление прервать или переключить разговоры о деятельности за пределами движения, интересах и идеях; ограничение выраженияличных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем.

Возможные результаты: Новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет "мы-они", причем потенциальные новообращенные начинают больше отождествлять себя с движением и меньше – с остальным миром.

Отучивание от критического, рационального мышления: Например, некоторые движения отделываются от сомнений, критики и вопросов обращенных утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности".

Возможные результаты: Новообращенные могут испытывать чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки НРД.

Обучение методикам, вызывающим транс: Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (глоссолалия, произнесение бессвязных и звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).

Возможные результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто побуждают новичков чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшим церемониям и методам укрепления веры. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, во время которых новообращенным предлагается сообщать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых.

Возможные результаты: Новообращенные, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть движение, часто боятся, что оно может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое воздействие, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда новообращенные соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки предписаниям движения.

Возможный результат: Вербуемые могут поддаться групповому воздействию, иногда даже несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие верованиям и практике движения.

Вит Ценёв распечатать