Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/psyhodiary/creator

Креатив прёт!

 

Сознание Вита берет интервью у подсознания Вита. Подсознание отвечает на вопросы сознания. Сознание спрашивает, подсознание отвечает. Это не гипноз. С вашим дыханием все в полном порядке. Не обязательно слышать биение своего сердца. Кто-то знает ответы на все вопросы. Если вы спросите, то вам ответят, и нет ничего невозможного. Так и должно быть.

Я знаю, что я знаю гораздо больше, чем ты. Вернее, я знаю все, а ты почти ничего. Но я не буду отрицать того факта, что твое существование я нахожу очень и очень полезным. Например, ты умеешь играть в шахматы, а я не умею, хотя и знаю фигуры, и знаю все законы, которым подчиняются эти фигуры. И если ты доверишь мне партию, то я, скорее всего, проиграю, потому как не умею рассчитывать. Я нахожу из миллиардов возможных житейских вариантов наиболее подходящий и предлагаю тебе. Но я не умею считать все эти варианты. Я не знаю, что будет через пять ходов. На это есть ты. Ты у меня умелец в таких вопросах. Я это ценю.

 

Мне задают много вопросов относительно креативности. Некоторым кажется, что я пишу очень многое, и что я очень креативный человек, а, значит, я знаю какой-то секрет. А если я не знаю секрета, то я вполне могу знать теорию насчет креативности. Может, существуют какие особые гантели креативности? Хула-хуп креативности? Фехтование креативности?

А что такое хула-хуп креативности?

 

Это я у тебя хотел спросить. Я соприкасаюсь с ограниченным числом опытов, потому как я не могу думать обо всем сразу. Психологи придумали много прекрасных законов. Тебе известно, что существует закон семь плюс минус два?

Я знаю, не продолжай. Тому, кто это придумал, надо почаще мыть свой хула-хуп. Чертов калькулятор, что они о себе думают? Какая разница, сколько элементов сознательности ты в состоянии удержать в своей оперативной памяти? Семь плюс два? Или минус два? Типа, если на дворе падает снег, то ты не видишь больше девяти снежинок? Ты когда-нибудь сталкивался с необходимостью запоминать именно семь плюс минус два разрозненных элементов? Ты сегодня переходил перекресток, там стояло двенадцать машин, как ты при этом узнал, что тебе можно переходить дорогу? Ты не пробовал посчитать все машины и попытаться вычислить примерную траекторию движения каждой? Я вообще не понимаю, как мы умудряемся выживать в этом мире, где любое число сущностей всегда выше, чем семь плюс минус два разрозненных элементов чепухи, которую нужно удержать в памяти. Послушайте! У нас тут эксперимент: вот вам три морковки, число семь, и пятьдесят кило стирального порошка в экономичной упаковке, – и мы потрясены, что ваш ум работает так дерьмово, и ваша память не в состоянии плюс минус чего-то забыть. Буфер у Office 2000 запоминает до 12 фрагментов текста, чем ваши плюс минус умы. Это поразительно.

И я не знаю, что такое креативность. Вернее, ты мне объяснил, но не очень убедительно. Помнишь, того парня, который хотел заполучить повышенную энергетику? Он что-то весь такой вялый и апатичный, ему хотелось бы, чтобы в нем кипела и бурлила энергия. Тогда я спрашиваю: и что ты будешь делать с этой энергией? У тебя есть цель в жизни? К чему ты стремишься? Чего ты хочешь достичь? Куда ты ее потратишь, если она появится? И что оказалось? Он ни к чему не стремится, он не знает, чего хочет, у него нет цели. Вот и скажи: появится ли у него энергия на то, чтобы свернуть горы, если ему лень оторвать свое причинное место от стула? Сомневаюсь. Можно, конечно, вставить себе клизму из крепкого кофе или алкоголя, но это не решает его проблемы, потому как только этот запал закончится, на него снова навалится усталость и апатия.

Твоя цель, интерес и жизненный план определяют все. У тебя столько энергии, сколько ты не вычерпаешь за всю собственную жизнь. И лишь только тогда, когда ты будешь телесно разрушаться, она будет постепенно таять. Но даже этого, что ты будешь иметь на закате своих лет, с избытком достаточно для того, чтобы получать великолепные результаты. Возможно, ты уже не поднимешь штангу или не рискнешь делать слишком сильных наклонов. Но это не имеет никакого значения. Ты живешь не для того, чтобы поднимать тяжести или делать шпагат. Воля, целеустремленность и интерес к жизни есть наивысшие проявления твоего существования. Бестелесные, совершенно нематериальные сущности твоего "Я".

 

Я понимаю тебя. Это звучит очень проникновенно. И все же я хотел бы немного поговорить с тобой о креативности. Ты не против?

Да пофиг на самом деле, о чем говорить. Можно говорить о креативности, или о том, есть ли жизнь на Марсе. Главное, как я считаю, все время подбрасывать ложные гиперссылки, предлагать ложные ассоциации. Только из этого может получиться что-то ценное. Если у тебя есть проблема, то возьми лыжи или коньки и айда кататься, потому как актуализация какого-то контекста вынуждает меня генерировать адекватный данному контексту опыт. Я поднимаю все то, что соответствует той задаче, которую ты передо мной ставишь. И чем больше ты погружаешься в задачу или проблему, тем жестче выкристаллизовываются все взаимосвязи. Человек часто похож на телезрителя, который решил посмотреть фильм, но все то, что показывают в данный момент по телевизору, его не устраивает. И тогда он говорит: я хочу, чтобы телевидение было лучше. Ба-бах! У нас проблема. И он щелкает с одного канала на другой, пока ему это окончательно не осточертеет. И это действительно проблема, потому как он усилием воли подавляет взаимосвязанность моих возможных решений с его желанием получить результат.

 

Слушай, а пояснее можно? И что означает твоя фраза про ложные гиперссылки?

Поясняю пояснее. Умные люди часто говорят, что если ты хочешь решить проблему, то не нужно в нее погружаться, а надо бы ходить около нее. Как только ты уставился в одно место, для твоей креативности наступил кырдык. И ты вот знаешь, что наиболее часто люди делают самые великие открытия в совершенно неподходящих для этого местах. Во сне, например. И это не значит, что сон сам по себе чертовски креативный, или что для того, чтобы как следует что-нибудь придумать, нужно больше спать. Это чепуха. Но чем дальше ты есть в стороне от проблемы или творческой задачи, тем больше шансов у меня что-нибудь нарыть для тебя интересного. Ты выключил свой калькулятор, ты не долбишься головой об стол – вынь да положь решение прямо здесь и сейчас из пяти возможных каналов ТВ при условии, что ни по одному смотреть нечего. Мне трудно с тобой спорить в подобных случаях, так как ты в большей степени являешься волевым диктатором, так как постоянно взаимодействуешь с социально важным контекстом. Начальник говорит: сообрази мне это к трем часам. Или ты сам навязал себе то, что непременно должен быстро придумать что-то очень оригинальное, и чем быстрее, тем лучше.

Так вот, чем жестче ты формулируешь исходную задачу или проблему, тем и больше ты себя сам креативно кастрируешь, извини за выражение. Хочешь совет? Если тебе нужно найти оригинальное решение, если ты хочешь удивить всех буйством своей фантазии, то на определенном этапе размышлений над поставленной задачей ты просто откинься на спинку кресла, посмотри в окно или по сторонам, и спроси у себя четко и ясно: интересно, а как моя жопа помогает мне решить эту проблему? И если стулья деревянные, а вокруг столько интересных предметов, мир так разнообразен и многогранен...

 

Эй-эй, стоп, стоп! Потише! Это же интервью, разве нет? Я собирался это публиковать на сайте!

Ничего подобного. Так и именно так! Белые сперматозайцы неслись прочь от несгибаемой эрекции луны... А ложные ссылки – это изначально ошибочные контексты и ассоциации на предъявленную ситуацию, задачу или проблему, которые вскрывают иные части моего опыта, моих знаний. Мы с тобой хорошо знаем, что на неразрешенные вопросы я ищу ответ даже тогда, когда ты прекращаешь это делать, когда ложишься спать или идешь в душ, или просто занят чем-то другим. И сила моей поисковой активности зависит только от того, насколько выражена эмоциональная вовлеченность в процесс решения задачи. Чем сильнее процесс эмоционального вовлечения, тем более высоки шансы найти ответ. А если ты не испытываешь никакого интереса к процессу, то поиск решения, во-первых, прекращается сразу после его прерывания, как лампочка, а, во-вторых, он будет рутинен и неоригинален в принципе.

Сейчас много всяких книжек рассказывают, как можно легко стать креативным. Типа, там читать снизу вверх или наискосок, делать разные упражнения, решать задачки и всякие умоподрачительные примеры. Но прежде, чем заглянуть во все эти книжки, я отхожу от прилавка на два шага и вижу много других книжек, о том, как от всего мгновенно можно выздороветь. Много книжек, но при этом я не ничуть не наблюдаю у людей повышенного здоровья. Тогда о чем все эти книжки? Ты хоть раз видел кошку, которая питается строго по таблице калорий? Ты встречал носорога, который борется со шлаками? Муж, который возвращается с работы и который бьет свою жену или орет на своего ребенка, клинически некреативен, сколько бы полезных книжек про развитие творческих способностей он не прочитал.

 

При чем здесь муж? При чем здесь здоровье? Ты скачешь с одного на другое!

Это потому, что у тебя семь плюс минус два, или сколько там еще? Но при этом почему-то или забывают про подсознание вовсе, или сводят его до уровня похотливого кретина, который вечно жаждет то ли секса, а то ли котлет в горчичном соусе. И если у сознания семь плюс минус два, то это за ради бога, но зачем же отрицать, что у подсознания цифры немного повыше: плюс минус миллиард, например, или еще больше? И подсознательно ты начинаешь взаимодействовать с миром гораздо раньше, чем у тебя вырисовываются хоть какие-то зачатки сознания. Ты успел подумать, что раз одно предложение никак не является продолжением другого, то мои слова нелогичны и абсурдны. Чепуха! Сколько вариантов я успел перебрать, пока ты тужился уловить последовательность из трех фраз? И если я говорю, что иногда очень важно спросить у себя и попытаться найти весомый ответ на вопрос: как моя жопа помогает мне решить мою проблему? – то это и впрямь очень важно, так как полностью изменяет твой коммуникационный контакт с проблемным или творческим контекстом. Ты называешь многие вещи самоочевидными, и загоняешь себя в тупик. Муж, который бьет свою жену, называет вещи самоочевидными: моя жена – такая сука, вот я и срываюсь, и совершенно не могу удержать себя в руках, а потом мне, конечно, жаль, но ей нужно измениться и стать лучше, и тогда все будет хорошо. А потом доблестно штудирует книжки про креативность, дабы отличиться на работе. Но на самом деле его проблема не самоочевидна, а самомочевидна: и пусть он лучше выпьет ровно два литра теплой воды и хорошую порцию мочегонного, а потом пойдет в туалет и будет при этом мочиться, стоя на одной ноге: и вот именно в эту самую минуту пусть он задаст себе вопрос – как ему улучшить отношения со своей собственной женой? И тогда у него будет гораздо больше шансов найти хорошее решение.

Лично мне с тобой комфортно просто потому, что ты не загоняешь меня в клетку, и не навязываешь никаких самоочевидных теорий. Ты даже не мыслишь одинаково в разные моменты времени, и вчера от тебя можно услышать, будто бог чуть ли не есть, а сегодня ты склонен думать, что он куда-то вышел весь. Когда ты прочитал про Эриксона, как он круто объяснил мужику про то, что если ты не видишь лед, то не напрягаешься, а, значит, и не падаешь, ты не стал кричать – вау, вау, Милтон Эриксон крут, – а поперся проверять эту мысль и нашел ее совершенно надуманной и из пальца высосанной. Хотя бы потому, что сам три раза грохнулся, хотя льда совершенно не видел и вроде бы не напрягался. А потом еще метро, – такой пустяк вроде бы, просто стоишь в центре вагона и ни за что не держишься. С открытыми глазами равновесие держать легко, даже если вагон штормит, а вот только закрыл глаза, – и удерживать равновесие становится труднее. С закрытыми глазами ты начинаешь лишь больше напрягаться, хотя по книжке как раз должен бы вроде расслабиться. Так что, дважды два – это сначала стеариновая свечка, и лишь потом уже все остальное...

 

Не хочешь ли ты сказать, что никакой креативности не существует вовсе?

Дяденька, а как ты догадался, а?! Может, это я тебе подсказал, пока ты чего-то там опять анализировал? Возьми для примера понятие времени: его можно измерить и так, и этак, но вот ничего такого, что было бы способно повлиять на время, не существует. Его нельзя ни остановить, ни замедлить, ни ускорить. Я вообще считаю, что нет никакого времени вовсе и нет никакого пространства, а есть только материя, в пределах которой есть некоторые линейные величины. Луне нет никакого дела, с какой скоростью она делает оборот вокруг Земли, или на каком удалении она находится от нее. Ну а то, что ты сумел это измерить с точностью до сантиметра – это твои проблемы. Ни у времени, ни у пространства нет и не может быть никакого материального субстрата. Ты сумел измерить и то, и другое, и начал думать, что они существуют. Это грандиозно. Только материя, только взаимодействия и взаимовлияние материальных объектов друг на друга. И ничего больше. Это моя теория. Если хочешь, то можешь не соглашаться. Я переживу эту трагедию.

Хотя нет, один способ изменить течение времени существует, правда, он субъективный. И если ты сидишь перед экзаменом в томительном ожидании, то тебе кажется, что время течет очень медленно, а если ты смотришь хороший фильм или идешь на свидание, то часы летят как минуты. На самом деле, конечно, ничего не течет и не летит, просто твой эмоциональный контекст взаимодействия с метрическими величинами – единственная возможность реально на них влиять. Ты хочешь быть креативным? Создавай позитивные ситуации! Живи в кайф! Люби жизнь! Интересуйся миром! Выбирай только то, что тебе нравится! Это единственная реальная возможность влиять на все те линейные величины, которые придумал человек. А их тысячи. Сегодня тебе хочется быть креативным, завтра ты пожелаешь быть флексибильным, послезавтра – амбивалентным или бивертом. Все это чепуха. Все это – линейки, которые что-то в тебе измеряют. Живи, ищи свое место в этой жизни, и не парься по пустякам, и через месяц какой-нибудь умник с линейкой измерит тебя и скажет: слушай, из тебя так и прет креативность. Как ты добился всего этого? Что за книжку ты прочел, о которой я ничего не знаю? Так оно и будет, поверь мне. Я знаю, о чем я говорю.

Вит Ценёв