Psyberia.ru / Дневник психолога /

Как сделать так, чтобы они не прогуливали?

Довелось мне однажды разговаривать с преподавателями одного среднеспециального учебного заведения. Все хором жаловались на то, что ученики прогуливают занятия. И так с ними пытались бороться, и этак. Вплоть до отчисления. Ничего не помогает. Как гуляли, так и гуляют. И что с этим делать – непонятно. То ли махнуть рукой и "отрываться" на прогульщиках, когда они соизволят прийти на экзамен? А то ли предложить им узнать, как все-таки "закалялась сталь" и почем "фунт лиха" нынче? Отчислять, короче! Чтобы другим неповадно было.

Это был просто разговор, "поплакаться", без вопросов "а что, уважаемая психология, можно с этим поделать?" Не было этого вопроса, сразу говорю. Но тема-то интересная! А действительно, народ гуляет, учителя в расстройстве, количество отчисленных растет, ГОРОНО сердится, комиссии сердятся, вышестоящие пальчиками и ручками по столам чиновьичьим постукивают. С этим можно что-нибудь сделать? Эту ситуацию можно как-то изменить? Мне показалось, что можно. Придумал я одну интересную методу по профилактике прогулов и загулов. Вот о ней я и хотел бы немного поговорить, поделиться с вами своими соображениями. А вдруг у вас точно такая же проблема? И вы хватаетесь за голову: каким бы таким убедительным способом ее решить? Пусть даже не совсем, пусть не совершенно, потому как в это просто никто не поверит, но хоть отчасти-то! Чтоб не так голова болела, и не столь угрожающе отчетность из табелей посещений проглядывала... Вдруг все это, что я сейчас опишу и расскажу, покажется вам спасением? Как думаете, возможно такое?

Рассуждал я примерно так. Ученикам данного среднеспециального учебного заведения категорически запрещают прогуливать, а они все равно прогуливают. Учеников пугают за прогулы "проблемами на экзаменах", "лишением стипендии" и "отчислениями", а они все равно прогуливают. Если ко всему этому подвешивать одного из самых злостных прогульщиков за ноги на весь учебный день в фойе, или устраивать показательные порки в актовом залы, – мне кажется, это тоже не очень поможет. Соответственно, вывод такой: то, что запрещают, надо разрешить! Да, да, именно! Психологи здесь не откроют никакой Америки, а вот педагоги – очень даже может быть. Ученикам надо официально разрешить прогуливать занятия по своему выбору и желанию. Зачем это нужно? И как это поможет в борьбе с прогулами. Объясняю очень внимательно. Слушайте.

Если вы просто скажете ученикам, что, мол, прогуливайте, други и подруги, сколько вам заблагорассудится, то вы получите соответствующий результат. А именно: вы будете посещать пустой класс и рассказывать урок истории пустым партам. Так не годится. Разрешить прогуливать – это сложная наука. Первое, что вам нужно будет сделать – это понять, как часто прогуливают ваши ученики. Это не сложно, так как вы, так или иначе, ведете табель посещений... Что? Уже не ведете? Гиблое и бессмысленное это дело, говорите? Нет, достаньте свою запылившуюся тетрадь и тщательно фиксируйте количество прогульщиков. Лучше всего будет, если это пройдет не очень вызывающе и наглядно для учеников. Ну ведете вы себе журнал посещений и ведете. А они гуляют и гуляют. Все как обычно.

Хорошо. Месяц вам нужно быть особенно внимательным. Вам важно понимать, как часто они прогуливают. Получится какая-то конкретная цифра. Например, сто прогулов в классе за средний учебный месяц. Или лучше понедельно. Следите четыре недели подряд за тем, как они, редиски такие и лентяи, гуляют, и фиксируйте цифры. Это важно.

Мне следует говорить о том, что каждый учитель делает точно также? И все это делается в рамках одной "антипрогульной" программы, суть которой вы узнаете ниже. Итак, через месяц весь учительский состав собирается, сводит все свои полученные цифры и понимает, до какой жизни они тут все докатились. Последнее будет выражаться в некоторой очень конкретной цифрой. Например, за месяц общее количество прогулов по учебному заведению составило 5000 человеко/часов. Не верите, что могут быть такие цифры? Запросто. При 20-дневном учебном месяце в учреждении, где учится 500 учеников, каждый из них, получается, прогуливает не более 10 часов занятий за учебный месяц. На самом деле эти цифры несколько иные, так как одни ученики умудряются прогуливать в несколько раз больше, чем другие. Итак, допустим, получена цифра 5000 прогульных человеко/часов. Давайте снизим ее на треть. Три с половиной тысячи прогулов в месяц, не больше. Устроит?

Собираем общее собрание всего учебного заведения. Стучим кулаками по столу. Кричим и шумим, что уже нет никаких сил и способностей терпеть такое безобразие. Трясем отчетностями и цифрами. Накаляем атмосферу настолько, насколько ее возможно накалить. До ощущения, что сейчас особенно виноватых будет вызывать по одному и линчевать прямо на сцене. Именно до такого ощущения у всех присутствующих. Как только должный эффект получен, атмосфера наэлектризована, воздух раскален и люстры содрогаются – спускаем пар. Резко. Со вздохом "не могу больше". Надоели вы все! Сколько можно с этим бороться?! Нет никаких сил. Хорошо. Пусть будет по-вашему. Вы хотите иногда прогуливать? Прогуливайте. Вы хотите не посещать некоторые занятия? Хорошо, пусть будет так. Мы решили, что можем позволить вам прогуливать некоторое количество часов. И вас никто не накажет за это. Это будет вашим правом. Вашей возможностью. Каждый из вас сможет это сделать, выбрав дни и уроки по своему усмотрению. Никаких проблем. Вам достаточно будет лишь отчитаться перед преподавателем – да, вам дано это право, и вы использовали предоставленную вам возможность. Возможно, мы не совсем правы, требуя от вас обязательных посещений. Возможно, мы не до конца понимаем, почему вы это делаете и насколько это важно для вас. Возможно, мы думаем только об уроках и часах, хотя на самом деле нам следовало бы подумать о том, в чем нуждаетесь вы, пропуская эти занятия. Возможно, вам обязательно нужно в этот день быть в другом месте. Возможно, вы ждете приезда родственников и друзей. Возможно, у вас праздник или важное для вас торжество. Мы не учитывали все это. Хватит. Теперь вы сами определите, как соорганизовать свои посещения или непосещения – так, чтобы это было честно и для нас, и для вас.

Мы считаем, что каждый из вас имеет право прогулять семь занятий. Вы можете выбрать любые – и это будет ваш выбор и ваше право. Вы можете прогулять целый день, если у вас важная встреча или нечто другое, важное для вас. Вы можете пропустить семь часов одного и того же предмета, который вы особенно не любите. Вы можете пропустить семь утренних занятий, чтобы выспаться, или семь вечерних занятий, чтобы успеть туда, куда вы торопитесь. Мы можем позволить себе это – считать, что семь уроков в месяц вы прогуливаете в силу тех или иных причин, ничего нам не объясняя и не отчитываясь перед нами. Вам не нужен больничный, не нужно писать объяснительную. Если вы болеете – вы болеете, это время не распространяется на вашу возможность воспользоваться семью свободными часами. Это ваши часы – и вы можете поступать с ними так, как вам заблагорассудится.

Подойдите к преподавателю, урок которого вы прогуляли и скажите, что вы это сделали. Никаких объяснений не нужно. Он отметит это – и все. К вам не поступит никаких претензий и никаких упреков. К вам не изменится отношение на экзамене, если, допустим, вы добросовестно прогуляли все семь занятий, а некто другой (лучше не показывать пальцем!) – посетил все занятия из всех, это не будет значить, что один лучше другого. Требования будут одинаковы к обоим ученикам, и если раньше существовала порочная практика "валить на экзамене" или "придираться" – она будет выжжена каленым железом. Вам следует также знать и о том, что вы можете прогулять девять занятий в следующем месяце, если в текущем вы пропустили только пять. С другой стороны, необходимо помнить о том, что если вы превзошли планку прогулов – например, девять вместо семи, то вы сами сможете догадаться, сколько раз вам будет можно в следующий раз.

Мы считаем, что это хорошая возможность быть равноправным с нами и иметь свободу выбора. Если кто-то из вас считает, что ему слишком мало подобного и он хочет жить еще более необязательно, – он может просто подойти в деканат и подать свои документы на отчисление. Остальному же большинству мы хотели бы сказать, что намерены держать свое слово. И мы его сдержим обязательно, потому как уважаем ваши нужды и вашу настойчивость решать те проблемы, которые возникают перед вами. Мы просим также уважать наши требования, исходящие не из прихоти и самодурства, а из элементарных образовательных норм, которые жизнь ставит как перед вами, так и перед нами...

Занавес! Процесс отчета за прогулы организуйте удобным и приятным для себя образом. Теперь он имеет ряд важных преимуществ. Первое: ученики имеют свободу выбора. Второе: контакт с преподавателями (или с деканатом, или с учительской, или с секретариатом) принимает характер "заговора", – Марья Петровна, я тут вас прогулял, вы уж не серчайте. Третье: умножьте семь на 500 и получите 3500 прогулов "по разнарядке" (вместо 5000 по факту) – отчитаетесь перед ГОРОНО, или перед кем там сейчас отчитываются, пусть вас похвалят. Четвертое: отчисляйте "хроников", вы все равно это делаете. Только вот фокус: многие ученики станут считать, что это справедливо. А вот раньше они думали иначе...

Я не знаю, насколько это все сработает и сработает ли вообще. Честно говоря, мне кажется, что стоило бы попробовать. И еще. Я абсолютно убежден в том, что у людей должна быть свобода выбора. Не фиктивная, не на словах, а на деле. Пусть и в рамках, пусть и с оговорками, но должна быть обязательна. Только тогда они смогут почувствовать ответственность за свои поступки.

Вит Ценёв скачать статью распечатать