Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/psyhodiary/karnegy

Нейролингвистический Дейл

Хотите очень простой тест на собственную гипнотическую способность? Он займет у вас не более чем несколько секунд, а ответить нужно всего на один вопрос. И вопрос будет таким: как часто вы не замечаете, что ваш близкий человек как-то изменился?

Подумайте об этом, пока читаете следующий абзац. Я не знаю, как там во Франции, а вот, например, неспособность наших мужчин заметить новую прическу у своей жены, новое платье и кофточку, новую губную помаду и много чего нового, превратилась в легенду и увековечена анекдотами. Итак, вы не замечаете чего-то нового в вашем партнере – почти всегда, часто, бывает, иногда, редко или никогда. И если вы выбрали последний ответ, то вы соврали, и хотите выдать желаемое за действительное. Итак, вы ответили на вопрос? Да, – скажете вы, – но при чём здесь гипноз?

А не скажу. Я передумал. Не в смысле – раздумал, а передумал, что, – вы согласны? – это немного разные вещи. Я смотрю на свой бардак на столе и думаю: черт, а почему у меня такой бардак на столе? Типа, творческий беспорядок. Я в нем хорошо ориентируюсь. Да. А кто-то, скажете вы, лучше ориентируется, когда все на своих местах и полочках. И это правильно, и я с вами согласен. Сахарница в одном месте стола, салфетки в другом. У вас бывало такое, что вы не видите на столе предмета, который там стопроцентно есть?

И я вот что думаю: когда вещи там, где им положено быть, то мы перестаем их видеть. И это не столько образное выражение, сколько буквальное – мы смотрим на них и не видим их в полном смысле этого слова. Мы знаем о том, что мы их видим, и этого достаточно. И вот стоит переместить вещь немножко вправо или влево – и все, мы теряем ее из виду, ибо и не видели ее в полном смысле слова. Мы смотрим на нее в упор и не видим ее. В частом контакте с одними и теми же объектами у нас развивается знание зрения. Я точно знаю, что нужная мне вещь здесь. Я уверен на все сто. И в эти моменты мы слепы. В это время мы используем зрительную память вместо зрения. Мы помним вещи на тех местах, где им положено быть.

Итак, насколько хороши ваши гипнотические способности? К слову сказать, ваше зрение не имеет почти никакого отношения к гипнозу. Но чем чаще вы чего-то не замечаете, тем меньше у вас получится кого-то загипнотизировать. И это правда.

Скажите, возможно ли кого-то загипнотизировать по пейджеру? А по электронной почте? Чем вы внимательнее к тому, что у вашей любимой женщины появилась новая губная помада, или ее брови стали чуть тоньше, или что цвет лака на ее ногтях стал другим, тем больше ваши шансы овладеть гипнозом и умело им пользоваться. Ага, в книжках по всем видам гипноза вам говорят совсем не это, верно?

Творческий бардак хорош не просто тем, что его владельцу так удобно, и это делает его креативным. Дело даже не в этом. Хаос не позволяет вещам быть самоочевидными, быть им на своих местах и покоиться в глубинах нашей памяти. Хаос заставляет нас постоянно смотреть на вещи. Вот что наиболее важно. Тогда мы смотрим во все глаза. Тогда наши глаза открыты. Тогда мы видим, а не помним. У мужчин гораздо чаще портится зрение – и, может быть, это потому, что они более склонны помнить любые вещи на своих местах?

Знаете, почему я люблю Дейла Карнеги? Потому, что это работает! Кто-то идет в ВУЗ и выучивает все психологии на свете, но остается неспособным решить свои проблемы. Эта школа говорит так про мои проблемы, другая – иначе. За каждой из них стоят сотни книг и армии последователей, толковые словари умных терминов и понятий. В Карнеги нет ни одного термина, и вся его наука исчерпывается парой десятков правил. И оно работает. И, быть может, многие психологи и ненавидят Карнеги – он опровергает все то, чему они учились годы – и что не работает. Сказать, что ты толковый психолог – ты всего Карнеги прочел – звучит как издевательство. Так оно и есть.

Дейл поступил просто: он вытащил из человека нутро всех его слабостей и рекомендовал им потакать. Вы можете нагородить сколько угодно теорий, но для любого человека нет ничего слаще, чем звук его собственного голоса. Человек не переносит быть не правым и ошибаться, а у мужчин от этого просто наступают корчи. Любого приводит в бешенство, когда человек допустил ошибку, сморозил глупость, но отказывается это признать. Все любят говорить, но никто не любит слушать (а те, кто говорят, что любят слушать, – это они так приспосабливаются к миру, и это – проверенный и очень эффективный способ). И так далее. Никакого либидо, никаких копинг-стратегий и рефрейминга. Точка.

И мне пишут, что Карнеги не работает, или что он работает, но результаты получаются не очень прикольными. Я верю. Некто имел мало друзей, он начал жить по Карнеги и у него появились друзья. Но назвать их друзьями у него язык не поворачивается. Сиди, слушай их с утра до вечера, хвали и потакай их маленьким слабостям, и они к тебе хорошо будут относиться. Но как-то это похоже на сделку. Пока я их слушаю и говорю комплименты, то я им друг и брат, но стоит мне это перестать делать, как я им даром не нужен. Ничего себе психология!

Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Так называется книга Карнеги. И мне интересно, а как вы понимаете название этой книги? Какой смысл, на ваш взгляд, за ним скрывается? Что вы получите, прочитав эту книгу, если судить по ее названию?

Дейл написал замечательную книгу, но, боюсь, он не удосужился растолковать самого главного: а что такое – друг, приобретение которых он гарантирует в любых количествах? И так как он никак это не поясняет, то вы вкладываете в это название свое понимание друга. А оно у нас, к сожалению, очень сильно отличается от американского. У нас друг и в беде не бросит, и лишнего не спросит. На него можно положиться, он сто тысяч долларов вам займет и грудью от пули закроет. Не друг, а телохранитель и душепопечитель какой-то.

Я не был в Америке и не могу быть уверен до конца, что такое – американский друг. Но я рискну предположить, что Дейл вкладывал в это слово совсем другой смысл. Друг – это не тот, кто будет вашей плакательной жилеткой и одушевленным носовым платком. Друг – это не тот, кто кинется за вас в огонь и пламя. И это, конечно, прекрасно, если у вас есть такой друг, но, скорее всего, его у вас нет. И еще более наивно думать, что с помощью каких-то книжек такого человека можно заполучить. Карнеги был бы образцом наивности, если бы он подразумевал такого друга. Друг в понимании Карнеги – это человек, который на вашей стороне. Он вам симпатизирует, вы ему небезразличны. Он не откажет вам в мелких услугах, он более склонен сотрудничать с вами. И все.

Никакой тельняшки на груди за вас он рвать не будет, ваше нытье и жалобы он слушать не будет (в Америке вообще не принято ныть и жаловаться, для этого есть психологи и психоаналитики). И денег в долг крупную сумму под честное слово – тоже очень вряд ли. Друзья – это люди, которые на вашей стороне, а люди, которые на вашей стороне, нужны для того, чтобы делать бизнес, а не пить горькую и трагически заламывать руки. И если вы усвоите эту мысль, то Карнеги будет работать на пять с плюсом. И заменит вам много других книг, или вообще все остальные книги на свете.

Второе недоразумение, когда речь идет о Карнеги, заключается в том, что он подошел к теме как бизнесмен, и поэтому продает свою теорию, как некую универсальную таблетку, которая поможет вам и от головы, и от задницы – причем, безо всякого переламывания, и независимо от того, перепутаете вы половинки или нет. И как только вы покупаетесь на это – у вас начинаются проблемы, так как вы ждете чуда, а чуда не происходит. Карнеги – это очень сильное, но не всесильное лекарство. Его не в коем случае нельзя применять во всех ситуациях и при любых жизненных обстоятельствах. То есть, другими словами, эту книгу нельзя понимать буквально и столь же буквально ей пользоваться. Жизнь сложнее и многообразнее, и ее никак не свести до двух десятков правил. Поэтому, творческое начало и умение импровизировать вам все же понадобится.

И третье недоразумение с Карнеги заключается в том, что книга, в силу своей заявленной самоочевидности, практически исключает обратную связь с теми, кого мы завоевываем в свои друзья. Вы делаете так, как сказано в книжке, и мир поворачивается к вам лицом. Никаких других вариантов больше не рассматривается.

А вот их может быть множество. Вы к человеку со всей душой, а он как-то не по книге вас чурается. Вы человека похвалили, а он на вас осерчал, так как не любит льстецов. Или вы с человеком соглашаетесь, а он разочарован – так как ждал не соглашательства, а самого серьезного спора. Или же человек, которого вы пытаетесь выслушать, начинает вдруг вас избегать, так как никак не хочет выговариваться. Большие проблемы также могут вдруг возникнуть, если свести нос к носу двух карнегианцев: может дойти и до ненависти, и до драки, так как каждый из них будет стараться навязать другому коммуникативную модель – я слушаю, ты говоришь, или – я хвалю, ты испытываешь удовольствие. И так далее.

Американцы вообще странные люди. В одной из книжек я читал объяснение, почему они погружаются в транс – на примере классической загрузки Милтона Эриксона. Не знаю уж, насколько это правда, но там получалось, что транс возникает из обыкновенных конфузий речи. Например, если наш человек спросит, – как чувствует себя кактус? – то все в полном порядке, но хилый американец, у которого речевые средства крайне структурированы, тут же грохнется в транс, потому как немыслимо, чтобы кактус там как-то себя чувствовал. И именно по этим причинам я рекомендую всем любителям речевых парадоксов и разных конфузионных трансов, по возможности, избегать их и не покупаться на очаровательные примеры из книжек по НЛП. Наша речь и многообразней, и гибче, нас "глокой куздрой" с толку не собьешь, и можно запросто нарваться на – ты сам-то понял, что сказал? – или же просто на – фейсом об тейбл.

Могу для примера и окончательной убедительности сослаться на тех же цыган, которые гипнозом владеют мастерски, но такой ерундой никогда не пользуются.

Я это потому вспомнил, что Карнеги окончательно станет хорош и будет чувствовать себя, как тот самый кактус, когда его совместить с простым правилом из арсенала НЛП. А правило это такое:

 

Присоединяйтесь к любой реальности человека, которую он передает посредством слов, жестов, действий, мимики и эмоций. Получайте от него обратную связь и действуйте строго в соответствии с той информацией, которую вы получили.

И все это означает, что правильно не то, как написано в книжке, а то, что вы видите и слышите. И если человек дает вам понять, что не любит обсуждать свои проблемы или свою личную жизнь, а в книжке (того же Карнеги, допустим) написано, что это всегда для человека – величайшее счастье, когда он говорит о своих проблемах, то верьте человеку и услышанному, а не написанному в книге.

Таким образом, у вас есть теоретический базис (Карнеги), который дает вам очень ценную информацию об окружающих вас людях. С этим знанием вы вступаете в коммуникацию, в процессе которой уже сам человек, общаясь с вами, уточнит ваше знание и подскажет вам, как и что делать дальше. Реальность любого человека всегда более правдоподобна, чем любая книга. И если, например, он недоволен собой, то не надо в этот момент говорить ему, что он самый лучший чувак на свете, так как в книге написано, что нужно хвалить людей. Да, в большинстве случаев это верно. Но когда окружающие люди опровергают эту мысль – соглашайтесь с этим. И вот тогда Дейл Карнеги будет работать на вас. На все сто процентов!

Ну и последнее. Почему я, собственно, говорил в самом начале, что те, кто не замечают новую помаду, новый цвет лака, новую кофточку – они плохие гипнотизеры? Все очень просто. Те, кто хорошо замечает любые новые сигналы от другого человека, наилучшим образом присоединяются к нему, видят его и слышат его. А именно ваше умение видеть и слышать другого человека потребует от вас любой современный учебник по гипнозу, хотя бы тот же Майкл Спаркс или Горин. Так что если вы хотите научиться гипнозу – начинайте с мелочей, с умения их замечать. Научитесь заново смотреть на вещи, а не помнить их зрительно. Начинайте с маникюра вашей любимой женщины. Начинайте с того, как выглядит ваш близкий человек. Откройте его заново для себя, все неуловимые детали его эмоций, жестов, богатство поз, улыбок, мимики, голосовых оттенков. И если у вас все это получится – вы уже знаете очень многое о трансе и гипнозе.

Вит Ценёв