Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/psyhodiary/minus

Что такое минус-солипсизм?

 

"Метафизика – не ваша сильная сторона. Слово, которое вы пытаетесь вспомнить, – "солипсизм". Но вы ошибаетесь. Это не солипсизм. Коллективный солипсизм, если угодно. И все-таки это нечто другое; в сущности – противоположное. [Дж. Оруэлл, "1984"].

Солипсизм [от латинского solus – единственный, ipse – сам] – доведенный до крайних выводов субъективный идеализм. Признание единственной реальностью только своего "Я", индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира. [Словарь иностранных слов, М, 1990]

Солипсизм – весьма популярная сегодня тема для разговоров. То ли окружающий мир так достал всех по самое "отпусти, дяденька, больше не буду", что его гораздо проще стало отрицать, чем любить или искать в нем положительные стороны. А то ли смысл существования собственного, с потерей Ленина, Карла Маркса и всеобщей победы коммунизма, становится все более и более призрачным. Вот работаем мы все гораздо больше, а получаем за это меньше. Перспективы туманные, новости пугают, валютные сводки и динамика котировок заставят заплакать любого Павлова со всеми его собаками. И все больше и больше задаешься элементарным таким вопросом – а какой во всем этом смысл? Зачем все это? Белке в колесе даже можно позавидовать – она его крутит в удовольствие и о смысле жизни не заботится. А тут и крутишь, и заботишься, а все – одно: ни смыслу, ни толку.

Можно, конечно, решить, что никакого смысла нет, и самое время лежать на кровати или просто смотреть на звезды. Но в этом случае в самом скором времени захочется кушать, и звезд с диваном станет явно недостаточно. Действительно, легко догадаться, что в 18-ти часовом рабочем дне не больше смысла, чем в 18-ти часовом диванопровождении. Однако в первом случае, как я уже сказал, смысла нет на сытый желудок, а во втором – на пустой. А это уже несколько разные вещи. И с блаженным теплом в организме от хорошего обеда отсутствие смысла жизни воспринимается не столь драматично.

Тут нам и подворачивается хорошая теория о том, что нас ничего не окружает, есть только мы и наши ощущения, которым кажется, что этот мир есть, хотя на самом деле его совершенно нету, а весь он у нас содержится исключительно в уме. И если пойти чуть дальше, то можно полагать, что это очень полезная теория. Например, если раньше нас раздражал некоторый Иван Степаныч, то в случае с солипсизмом следует понимать, что никакого Иван Степаныча в пространстве не содержится, пространства никакого тоже нету, а проблема исключительно в том, что Иван Степаныч зачем-то организовался в нашей голове и достает нас своими пустяками. И как только мы понимаем, что его нет, а есть только наши мысли о том, что он имеется. Соответственно, мы раздражаемся на образ, созданный нашим умом. А так как это совершенно бессмысленно, то образ перестает раздражать или раздражает уже не столь сильно. Разве это плохо? Это здорово! Или вот вы купили в магазине продукт, качество которого вас не удовлетворило. Ну да, это вы только думаете, что вы его купили! Никуда вы не ходили, ничего не покупали и ничем не разочарованы – только вот вашей выдумкой, что молоко несвежее и хлеб черствый. В следующий раз вам придумается что-нибудь посвежее, а сегодня – нет. И ничего, так как ничего и нет на самом деле, а только игра воображения и энергетика нейронных связей.

Кстати, следует отметить достоверную корреляцию (соотношение) между солипсизмом и горячим утюгом. Чем ближе раскаленный утюг подносится к нашему телу, тем меньше солипсизма. При контакте с раскаленным утюгом солипсизма не остается вовсе. И наоборот. Можно даже предполагать, что существуют некоторые условия, способствующие или препятствующие выраженности солипсизма. Например, горячие утюги, острые колющие и режущие предметы, темные переулки и большие лающие собаки снижают уровень солипсизма. А пирожки, борщ, усталый сон "без задних ног" после работы, пивная суббота и долгожданная зарплата (в три раза меньшая, чем хотелось бы) – повышают его.

Увлекся я солипсизмом, хотя на самом деле хотел немного рассказать об эго антитезе, противоположности, которую я называю минус-солипсизмом. Противоположность солипсизма заключается в том, что если в первом случае человек как бы отрицает мир, то во втором – он как бы отрицает себя. Что это значит? Это значит, мои дорогие, весьма известную и распространенную вещь, которая встречается в мире, пожалуй, гораздо чаще, чем солипсизм. Ее можно также назвать "синдромом Карлсона", и это будет недалеко от истины. Вы знаете, что такое "синдром Карлсона"? Это такое мнение, будто тебе хуже, чем кому бы то ни было на всем белом свете. Вспомнили? "Я самый тяжелый больной в мире". Не просто "больной", не просто "тяжелый", а именно самый и во всем мире! Вот это и называется минус-солипсизмом.

 

"Рози серьезно подумала, что за всю историю мира не было путешественника, который нуждался бы в помощи больше, чем она" [С. Кинг, "Мареновая роза"].

Минус-солипсизм – весьма пакостная вещь, потому как он создает полное ощущение в голове, будто придуманная вами реальность – это действительно так. И если в случае с солипсизмом острый больной легко лечится утюгом или другими подручными колющими и жгущими средствами, то в нашем любое вмешательство лишь укрепляет человека в вере, что его теория верна. Так что если вы всерьез поверили, будто вы – самый несчастный человек на всем белом свете, то никакими увещеваниями и заверениями об обратном вам не помочь. Пока вы чувствуете себя плохо – это поправимо, но если вам "хуже всех", то дела плохи. И не потому, что так оно есть на самом деле, а лишь потому, что вы не принимаете никакие чужие трудности как аргументы. Если у соседки муж тоже "пьет как слепая лошадь", то немедленно последует аргумент "зато..." или "ну и что?" "Зато он больше денег получает". "Зато у него теща в налоговой работает". И так далее, и тому подобное. Итак, первая большая проблема – невозможность переубедить человека в том, что все не так уж плохо. Он просто отказывается это слышать.

Проблема номер два – это полная слепота и полное неумение видеть за проблемной стороной вещей и явлений ни положительной стороны, ни конструктивного начала. Человек, уверенный в том, что его работа – самая отвратительная работа на свете, оценит по достоинству даже каторжный труд в концлагере Бухенвальд – но никак не то, что он сидит в тепле, пьет кофе и постукивает клавишами для полезного результата на мониторе. Если вы работаете в другой фирме и мучительно размышляете над тем, как сделать рекламу вашей деятельности, – не ломайте голову! Просто подойдите к такому человеку и скажите, что у вас дела обстоят еще хуже, чем у него. Потом приготовьте диктофон или просто внимательней слушайте. Вы будете очень удивлены, узнав, что ваша фирма – лучше просто не бывает! Блестящая рекламная кампания вам обеспечена. Такое вот потрясающее умение видеть чужие проблемы в нужном для своей теории свете.

Минус-солипсизм важно отличается от солипсизма обыкновенного тем, что всегда сконцентрирован на некоторой проблемной области жизни. Это может быть работа, внешность, состояние брака, особенность характера, недомогание или болезнь, – все что угодно. Болячка или шишка на макушке становится навязчивой, сверхценной идеей, и все внимание человека сосредоточено на них – и ни на чем больше! Все остальное не замечается, игнорируется, забывается, обесценивается. Последний штрих понятен – если некоторая вещь или свойство притянули к себе все внимание, весь интеллект, все эмоциональные переживания, – тогда на остальное просто не хватает ни энергии, ни эмоций, ни рассудка.

И еще одно очень важное свойство – все это не просто так! Вспомните Карлсона. Его отношение к своей болезни несло в себе вполне прозрачные и ощутимые преимущества, которые прекрасно понимал Малыш. "Приторный порошок", например. И если вы встречались с подобным явлением, или если вы сами являетесь страстным поклонником минус-солипсизма – вы можете найти, какой именно приторный порошок человек получает в каждом конкретном случае. А он его получает совершенно точно! (Хотя, чаще всего, этого не понимает). И это даже имеет свое название. "Вторичная выгода" – вот как это называется. Об этом, в том или ином контексте, часто поминается в различных книжках по психологии. Имеет смысл отметить, что реальный герой, отрицающий себя с точки зрения шишек, прыщей или трех килограммов лишнего веса, чаще всего не получает приторного порошка в том виде, в каком его получил "мужчина в самом расцвете сил". Выгодность эта нематериальна, она обычно дает разного рода психологические преимущества. Например, гундеть всем подряд о своей "исключительной" внешности, винить в этом пап с мамами и особенности климата, получать избыточное внимание со стороны окружающих, требовать заботы, особого ухода и исключительной щепетильности в отношениях.

Лечение и профилактика

Минус-солипсизм совершенно не лечится привычными средствами переубеждения. Любое количество ваших аргументов потонет в еще большем потоке встречных контраргументов. Лучше не вступайте на этот скользкий путь, хотя, впрочем, вполне можете вступить разик-другой. Поймете тактику, потренируетесь в софистике. Хороший же вариант – соглашайтесь сразу и безоговорочно! К чему тратить столько времени на перепирания и взаимное раздражение? Иногда даже полезно доводить ситуацию до полного смыслового абсурда – положим, сказать, что это только начало, и будет еще – о-го-го, чего еще будет дальше! Сказать просто страшно! Обычно после такого заявления оппонент, пропитанный минус-солипсизмом, начинает вам возражать, что все, конечно, не так уж и плохо, и не столь страшно... Он начинает, наконец, видеть кое-какие позитивные вещи (что нам и надобно!), а вы можете, для закрепления результата, немного поупираться, – "нет, нет, все это такие пустяки, – то, что ты говоришь, а вот это – действительно такая проблема, такая проблема..." Пусть вас поубеждают, что это не так. А вы потом – с досадой и неохотой – согласитесь. А в профилактических целях рекомендуется не дожидаться, пока "сейчас начнется", а начинать разговоры самому, преднамеренно драматизируя ситуацию или придавая ей извращенный характер. "Ломать сценарий", как говорится. Очень эффективная штука.

Желающим детализировать терапевтический процесс рекомендую почитать Адлера с его "Индивидуальной психологией". Там много говорится о том, что это за счастье такое – быть самым несчастным на всем белом свете, и как это счастье лечится. Если хотите, конечно. А то вдруг и правда – ничего не существует? И я всего лишь думаю о том, что пишу эту заметку, а на часах время уже далеко за полночь. Лучше я буду думать о том, что я пошел спать. А то уже совсем скоро мне думать, что я проснулся и надо идти на работу.

Вит Ценёв