Psyberia.ru / Дневник психолога /

Помогите Шарлотте!

Домашнее задание. Варианты решения. Часть 4

 

Добрый день, Вит!

Не хотел выполнять домашнее задание, так как совсем не хотелось входить в образ этой дамы. Но... попробую не думать о белой обезьяне! Итак, 2 варианта.

Вит Ценёв. Для солидарности скажу, Леонид, что мне совершенно несимпатична эта дама. Вернее сказать, неприятен её поступок.

Но что если она действительно ошиблась и теперь искренне раскаивается?

Я считаю, что человеку имеет право на вторую попытку, но не имеет права на третью. Этот тезис лучше всего можно проиллюстрировать анекдотом:

В церковном приходе звонарь упал с колокольни, и ни одной царапины. Поп сказал: "Это случайность".

Когда звонарь во второй раз упал с колокольни (и опять ни одной царапины), то поп сказал: "Это совпадение".

Когда звонарь в третий раз упал с колокольни и опять ни одной царапины, тогда поп сказал: "Это привычка".

Человек имеет право на вторую попытку, потому что первая может быть случайностью. Но если он повторит "ошибку", вспомните этот анекдот.

Вспомните – и не прощайте. Потому что это "привычка".

 

Вариант 1

– Конечно, в этом нет никакой логики, но ты знаешь, женщина живет чувствами. Я не знаю, как это произошло со мной. Некая сила захватила меня, и у меня поехала крыша.

Это было испытанием для меня – но это было испытанием и для тебя. Я своё испытание выдержала и потому я здесь – стою на коленях и прошу твоего прощения. Тебе же ещё предстоит пройти это испытание. Это испытание твоей любви ко мне.

Вит Ценёв. Невольно вспоминаю анекдот.

 

– Что у вас случилось?
– Да тёща грибами отравилась!
– А чего она у вас вся в синяках?
– Так грибы есть не хотела!

Следует полагать, что Вы настолько невзлюбили Шарлотту, что тоже решили попотчевать её грибочками?

Леонид, чтобы Вы лучше поняли смысл слов Шарлотты, я попробую передать Вам её мысль в иносказательной форме:

"Знаешь, дорогой, когда я попыталась утопить тебя в бассейне, я не знаю, что случилось со мной, крыша поехала, я понимаю, что тебе было очень тяжело, но это было тяжело и мне. Я смотрела, как ты пускаешь пузыри, и это было страшным испытанием для меня.

Я своё испытание выдержала, Уилл! А теперь докажи мне, Уилл, что ты действительно меня любишь!"

Наиболее вероятно, что после этих слов Уилл попробует "выдержать своё испытание": нам уже приготовили "топор для колки дров", так что Уиллу самое время им воспользоваться :)

 

Если ты действительно меня любишь, то сможешь простить меня. Подожди! Не торопись с ответом. Не говори ничего. Позвони мне завтра. Я буду ждать твоего звонка.

Вит Ценёв. Как уже было сказано, в подобных ситуациях не следует обязывать партнера к первому шагу. Он просто физически неспособен этого сделать.

 

Вариант 2

Последний шанс.

Применить только, если не поможет вариант 1. Наглая лесть мужскому самолюбию.

– Да, случилось то, что случилось. Но ты не думай, что я гоняюсь за твоими деньгами... Просто мне всё время чего-то не хватало. Судьба дала мне жестокий урок, и я выучила его. Клянусь, что это больше не повторится!

Зато теперь я могу оценить тебя по достоинству. И я не сомневаюсь, что именно ты тот единственный мужчина, который мне нужен.

Забудем про то, что было. Начнём все с нуля. Ты сильный, мужественный и... умеешь прощать! Подожди! Не торопись с ответом. Не говори мне ничего. Позвони мне завтра. Я буду ждать твоего звонка.

Б-ррр... Первый вариант, по крайней мере, похож на правду...

Спасибо и удачи. Леонид

Вит Ценёв. "Дорогой Уилл, посмотри, как чудесно всё обернулось. Изменив тебе, я поняла, что ты именно тот мужчина, который мне нужен. Разве это не замечательно? Предлагаю тебе немедленно всё забыть, а, учитывая, что я жестоко наказана, забыть ещё немедленнее" :)

Если что-то и "похоже на правду", то это вероятность, что Шарлотте из этой ситуации живой не уйти :)

Свои слова о том, что Шарлотте нужно встречаться с Уиллом дома (но не в людном месте), я забираю обратно.

Только в людном месте, при максимальном скоплении народа, и хорошо бы при этом ещё на глазах у полицейского :)

 

Здравствуйте, Вит.

Домашнее задание – это интересно.

Фильма "Волк" я, увы, не смотрела, но если Уилла сыграл Джек Николсон, то я точно много потеряла. Никто другой, мне кажется, не смог бы сыграть столь яростную обиду униженного мужчины.

Вит Ценёв. Я считаю Джека Николсона величайшим актером всех времен и народов. Если в фильме играет Николсон, всё остальное (сюжет, режиссёр, другие актеры, бюджет фильма и тому подобное) не имеет никакого значения.

 

Поэтому у Шарлотты шансов быть принятой им обратно очень мало. А вот шансы быть прощённой им могли бы быть – в том случае, если бы она начала диалог не с торговли и оправданий (и тем более не с обвинений в жестокости и бессердечии), а с извинений и полного признания своей вины.

– Да, я предавала тебя, Уилл, каждую минуту, находясь рядом со Стюартом. Я виновата перед тобой, и признаю это полностью. Прошу только простить меня, если ты сможешь.

А дальше – дело за решением Уилла. Раскаяние виновных и унижение врагов – это две разные цели. Может быть, Уилл, в случае с Шарлоттой, жаждал именно её раскаяния.

Вит Ценёв. Отчасти с Вами соглашусь. Если следовать сюжету фильма, Уилл вообще ничего не ждал от Шарлотты. Он её просто "вычеркнул" из своей жизни, как будто она никогда для него не существовала.

Но, по крайней мере, Уилл не жаждал отмщения, как он жаждал его в случае со Стюартом.

И вот что я думаю. Уилл сделал всё возможное, чтобы отомстить Стюарту. И отомстил. Более того, Уилл сделал так, чтобы лично сообщить Стюарту, что он уволен. Лично. Глаза в глаза.

Не только победить, но и насладиться воочию унижением пораженного противника. Так что у меня есть все основания предполагать, что в случае с Шарлоттой Уилл хотел бы пережить нечто подобное. Люди, переживающие обиду, осознанно (или неосознанно) надеются, что справедливость восторжествует. Вспомните Тома Сойера. Его обидели, и теперь он мечтает, как его обидчики – что сделают? Признают свою ошибку и горько пожалеют содеянном.

 

Тогда, возможно, со временем у них появится шанс, особенно если она добровольно и безвозмездно, ничего не прося взамен, поможет ему в разоблачении Стюарта.

Конечно, если ещё есть что разоблачать. Сбежавшие от хозяина собачки именно так и поступают, если хотят вернуться :)

Наталья

Вит Ценёв. И последнее, о собачках. Животные, которые "признают" свою слабость перед более сильным противником, демонстрируют особые "знаки", которые как бы доказывают их "униженное и оскорбленное". Например, "поджатый хвост". Для чего это делается? Для того, чтобы сильная сторона перестала воспринимать тебя как угрозу, как конкурента и как соперника. Если угрозы нет, нет и агрессии. Иначе говоря, это способ выжить. Понимаете, к чему я клоню? :)

Это модель поведения, в которой платой за выживание является покорность и унижение. Не "око за око", а "подставь другую щеку". Подставь не потому, что ты этого хочешь, и не потому, что так повелел Бог, а исключительно потому, что тебя больше не ударят.

Опусти хвост, и тебя не тронут. Опусти взгляд, и тебя не обидят. Усердно виляй хвостиком, и тебе не причинят зла.

Если вы хотите жить, опустите голову и виляйте хвостиком. Но не называйте это любовью. Потому что жалости просит не тот, кто хочет любви, а тот, кто не хочет боли.

Послесловие

 

Здравствуйте!

Размышляя над Вашим разбором ДЗ по Шарлотте, пришла в смятение: люди обдумывают ситуацию, всесторонне ее изучают, пытаются наиболее выигрышно выстроить диалог – и попадают впросак в большинстве случаев!

Как же мы все общаемся в повседневной жизни, когда не имеем желания или возможности выстроить схему диалога заранее?

Как мы живем, не планируя жизнь? Страшное дело! Или нормальные люди как раз планируют, просто они редки, как альбиносы?

Оксана

Я полагаю, что решающее значение в общении играет не столько "схема разговора", сколько ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИ.

Психология, к сожалению, все больше и больше "скатывается" в набор рецептов, как будто решить проблему – это как приготовить пирог: немного того, этого, столовую ложку сахара, щепотку соли, и как только ваш оппонент скушает этот пирог, ситуация разрешится сама собой.

А когда это не срабатывает, то человек думает: ага, это, наверное, я или сахару слишком мало положил, или с солью переусердствовал.

Вы можете испечь сотню тортов, или вы можете узнать, что другой человек хочет борща.

Таким образом, если Вы понимаете ситуацию, это во многом ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ схему диалога.

 

Что чувствует Уилл?
Что он хотел бы услышать от меня?
Как я могу облегчить его страдания?

Как мужчина?
Или как мой муж, с которым у нас был благополучный брак?
Что могло бы примирить его с моей изменой?
Что могло бы примирить меня, если бы он, Уилл, изменил мне?

Смогла бы я его простить?
Какие слова я хотела бы от него услышать?

Согласитесь, что ответы на эти вопросы могли бы помочь Шарлотте найти наилучшую схему диалога.

Спасибо всем, кто принял участие в этой работе!