Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/psyhodiary/shok

По нашему - это шок

 

Многие психологи считают, что кататония – действительно тяжелый случай, потому что их невозможно заставить общаться с вами. Они просто сидят в одной и той же позиции, даже не двигаясь до тих пор, пока их кто-нибудь не сдвинет. На самом деле заставить кататоника общаться с вами очень легко. Все, что вам нужно сделать – это треснуть его молотком по руке. Когда вы поднимете молоток еще раз – он отдернет руку и скажет: "Не делайте этого со мной!" Это не значит, что он "вылечился". Но теперь он в том состоянии, в котором вы можете с ним общаться [Р. Бендлер, "Используйте свой мозг для изменения"].

Некоторое время в психотерапии едва ли не доминировала точка зрения на клиента, как на уникальное существо, которое требует к себе исключительно уникального отношения. Ярким представителем подобных воззрений на человека являлся, например, Роджерс, гуманистическое направление которого действительно сыграло в свое время значительную роль в эволюции психотерапии. Когда в психотерапию пришел Роджерс (и некоторые другие яркие личности того времени) – это изменило во многом не только представление о психотерапии, но и о самом человеке. Действительно, в очень многих случаях крайне позитивно смотреть на последнего как на кучу неразвитых уникальных достоинств, которые можно немедленно начинать развивать и актуализировать (модное словечко того времени, не утратившее своей магической силы и по сей день). Надо только убедить себя в том, что люди действительно уникальны, обладают необыкновенным и особенным набором черт личности, который неповторим, как папиллярный узор (теория черт Олпорта, кому интересно) – и все будет отлично. Вокруг тебя хотят одни лишь уникальные люди, они все такие неповторимые и особенные, такие отличные друг от друга, что в некоторых случаях почему-то хочется погладить по головке и сказать доброе слово, а в других – огреть чем-нибудь поувесистей для достижения полезного врачебного эффекта. Видимо, все это в силу уникальности. Для каждого надобно подбирать свои медикаменты и свою психотерапию.

Через некоторое время, – после того, как радость открытия прошла, – было постепенно обнаружено много весьма затруднительных психотерапевтических нюансов, которые мешали проведению эффективной терапии с таким обилием уникальных людей. Одна из самых существенных заключается в том, что терапевту – ну никак не удается относиться ко всем подряд как к замечательным и полезным для общества личностям. Так или иначе, но психотерапевт обладает собственным набором моральных, этических и нравственных убеждений. Он – человек со сложенной и оформившейся структурой личности, жизненных ценностей, житейского опыта. И в силу этой вполне банальной причины ему просто не удается одинаково доброжелательно и заинтересованно относиться к людям, которые вызывают у него антипатию. И сколько бы предубеждений и заблуждений не ходило на счет того, что психолог – это в некотором роде искусственный интеллект, способный безошибочно решить любую психологическую задачу, – нет, это совсем не так. Психолог на самом деле мало чем отличается от остальных людей: у него есть эмоции, предубеждения, принципы, симпатии и антипатии. Он не родился с книжкой Фрейда в руках и, как правило, не воспитывался в седьмом колене потомственных Выготских или Фроммов. Он приобретал в ровно том же объеме, что и вы, и негативный опыт, и позитивный опыт взаимодействия с миром и окружающими людьми. В его семье тоже встречались ссоры, обиды и психологические травмы, которых он не сумел избежать, – сколько бы нянек там за ним не следили. Кстати, хотите убедиться – быстро и очень болезненно – сколько всего травмирующего и тягостного вы продолжаете в себе носить?

 

Внимание! Если вы не уверены в себе – лучше не пробуйте. Впечатления от пережитого могут быть очень и очень болезненными! Я вас совершенно честно предупредил. Так же я обращаю ваше внимание, что это упражнение – дианетическая процедура. Если вы относитесь к дианетике с предубеждением, можете пропустить это упражнение и читать дальше, или вообще покинуть эту страницу. Но если вы готовы попробовать, готовы пережить некоторый опыт (на себе я проверил и жив, как видите:-), то для этого вам понадобится полчаса свободного времени (если выдержите) и уверенность, что вам никто не помешает.

Лучше всего, если это будет полутемная комната. Примите удобное сидячее положение. В принципе, можно и лежать. Закройти глаза (в дианетике это состояние называется "ревери": считается, что когда у вас закрыты глаза – технически вы находитесь в состоянии транса). Начинайте вспоминать случаи, когда вы испытали физическую боль. Хронология не важна – вам сразу вспомнится некоторый случай из вашего прошлого. Погрузитесь в него, вспомните все подробности, восстановите их в своей памяти. Вслед за этим вам вспомнится еще случай, когда вы испытали сильную боль, ужасную боль, непереносимую боль... Восстанавливайте все подробности этолй боли. Что это за ситуация боли? Где именно было больно? Насколько сильной была эта боль... Вспоминайте, вспоминайте, вспоминайте... У вас целых тридцать минут воспоминаний, целых тридцать тяжелых и болезненных минут... И единственное, что я могу еще сказать – это будет опыт, который, возможно, поможет вам пересмотреть некоторые теории. Вы носите в себе боль и страдание, с которой смогли справитьтся, которую вы смогли пережить и жить дальше. Но вы продолжаете помнить ее и чувствовать ее – независимо от того, хотите ли вы этого, или нет...

Мне остается только еще раз повторить, что лучше не пробуйте, если не уверены на все сто, что сможете пройти это упражнение без каких-либо последствий для своего здоровья и жизненного настроя. Но вернемся к нашей уникальности и неповторимости каждой личности. Как я уже сказал, психолог в силу некоторых естественных причин просто-напросто не может абсолютно лояльно и доброжелательно относиться ко всему живому и тому, что движется. Другая серьезная проблема во взаимоотношении с шестью миллиардами уникальных личностей заключается в том, что далеко не каждому показана такая терапия. На многих людей она просто не оказывает ровным счетом никакого терапевтического эффекта. Они вырабатывают вполне простые и очень эффективные системы ценностей, позволяющие им оправдать все свои проступки и социопатические выходки. В таком случае терапия, основанная на самоактуализации и ориентированная на формирование благоприятных изменений в клиенте, не приносит никакого результата, оставаясь, напротив, благоприятной возможностью излить вину на окружающую действительность. Вот вам для примера просто классический случай.

 

Первого клиента я увидел в чьем-то частном офисе. Я зашел и в течение часа наблюдал работу терапевта с молодым человеком. Терапевт была очень теплой, очень эмпатичной, очень сочувствующей этому парню, рассказывающему, как ужасно ему живется дома. Он говорил: "Вы знаете, у меня и у моей жены действительно не было возможности быть вместе, и стало так плохо, что я действительно почувствовал, что у меня появилась сильная потребность, пошел и завел этот роман на стороне", а она отвечала: "Я понимаю, как у вас это получилось". И так они продолжали и продолжали целый час.

К концу часа она повернулась ко мне и сказала: "Ну, есть что-нибудь, что вы хотели бы добавить?" Я встал, посмотрел на парня и сказал: "Я хочу сказать тебе, что, по моему мнению, ты – величайшее гнилье, какое я когда-либо встречал. Ходишь и ебешься направо и налево за спиной у жены, потом приходишь сюда и плачешься в плечо этой женщине. Это тебе ничего не даст – поскольку ты не собираешься меняться, а собираешься остаться таким же дерьмом, как сейчас, до конца своей жизни – если только ты не схватишь ноги в руки, не дашь себе хорошего пинка под зад и не отправишься объяснять своей жене, как ты хочешь, чтобы она себя с тобою вела..." Парень был опустошен, просто опустошен. Он ушел из офиса, пошел домой и отработал все это со своей женой. Он сделал все, что я велел ему сказать, а потом позвонил по телефону и сказал, что это был самый выжный опыт в его жизни [Р. Бендлер, Дж. Гриндер, "Из лягушек – в принцы"].

Шоковая терапия – а именно так это называется – конечно, придумали не Гриндер с Бендлером. В той или иной форме это практикуется уже тысячелетия. Интересный пример шокового лечения приводит в своей книге "Торговец и попугай" Н.Пезешкиан, когда Авиценна избавил девушку от внезапного приступа радикулита, попытавшись сорвать с нее части ее одежды, правильно рассчитав, что сексуальное табу, стыд и страх оказаться раздетой будут сильнее, чем страх перед болью, не позволявшей девушке сделать движение. И расчет Авиценны оказался правильным!

Своеобразную шоковую терапию практиковал Райх, который всячески провоцировал пациентов на выход негативных эмоций, считая, что это полезно в терапевтическом плане. Он предлагал им разные, порой весьма мучительные, упражнения, он щипал их, причинял мелкую боль – и все ради того, чтобы человек освободился от сковывающих его зажимов и продемонстрировал свои истинные чувства!

 

Фрэнк Фарелли, автор "Провокативной терапии", готов на все, чтобы добиться контакта и раппорта. Однажды он проводил демонстрацию женщины, которая три или четыре года находилась в кататоническом состоянии. Он сел, посмотрел на нее и честно предупредил: "Я собираюсь до вас добраться". Она, естественно, сидит в кататоническом состоянии и все. Это больница и на ней больничный халат. Он протягивает руку и вырывает волосок из ее ноги прямо над лодыжкой. Никакой реакции. Так что он поднимается еще на несколько сантиметров вверх и вырывает еще один волосок. Никакой реакции. Он поднимается еще на несколько сантиметров и вырывает еще волосок. "Уберите от меня свои грязные руки!" Фрэнк говорит, что ему еще ни разу не приходилось подниматься выше колена [Р. Бендлер, Дж. Гриндер, "Из лягушек – в принцы"].

Те, кто читал большинство книжек по НЛП, не могли не отметить значительного числа случаев, посвященных терапии кататонии и анорексии (навязчивое стремление ничего не есть из-за опасений поправиться). Видимо, в американской культуре люди по любому поводу брыкаются в ступор и начинают упорно отказываться от пищи. Кстати, в последнем случае весьма эффективно помогает крайне негуманный и нецивилизованный способ терапии: собирают всю семью больного (как правило, это молодая девушка), накрывают большой стол с разнообразной едой, после чего семья получает инструкцию – во что бы то ни стало накормить ее. Любым способом. Семья прилагает в этом направлении самые разнообразные ухищрения вплоть до кормления насильно, что, в общем-то, тоже не помогает. После чего терапевт выгоняет всю семью (кроме пациентки) и задает ей один-единственный вопрос: "Ну и сколько еще вы собираетесь получать внимание и заботу такими способами?"... Говорят, в 70 процентах случаев помогает... Ну так вот, наш человек более склонен есть, чем не есть, и испытывать разные кризисы в форме отсутствия смысла жизни и бессмысленности собственного существования. Так что, напоследок, вам еще один вкусный шоковый пример от Сергея Горина ["Гипноз: техники россыпью"]

 

Приходит подросток и спрашивает: "В чем смысл жизни?". Подросток депрессивный, с частными суицидальными идеями... Делать что-то надо прямо сейчас! Я понимаю свою ответственность (для подростка я достаточно авторитетен – он задал свой вопрос и тут же погрузился в транс), и я говорю ему: Знаешь что, я расскажу тебе историю про моего дядю... Как-то раз мы пошли с дядей к нашему знакомому, Боре.. Боря собирался чинить окно на веранде дома... Он уже две недели собирался, хотя в столярном мастерстве разбирается очень хорошо ... и привык жить очень насыщенно... с большой пользой для окружающих... Но вот тут что-то у него не получилось... А уже холодно, окошко надо вставлять... и дел-то там немного... И вот мой дядя, когда жена Бори стала громко жаловаться, что Боря ничего не делает, а Боря только сидел и качал головой, и говорил: "Да я вот что-то не пойму", и ничего не предпринимал полезного... Мой дядя тогда очень громко сказал: Доверили дураку стеклянный хуй!" А теперь иди... думай про смысл жизни...

Вит Ценёв