Psyberia.ru / Заметки на полях /

Тест креативности. Часть 3

Креативность – это невроз?

Если вы думаете, что креативность – это исключительно приятное и ценное качество вашей личности, то это не совсем так. Вернее, это так, и я, предположим, с этим полностью согласен, что скажешь далеко не про всех. Например, некоторые ученые мужи с бородами считают, что креативность – это такая форма невроза, когда человек не способен управлять своим мышлением и контролировать его. Возможно, это правда. Тогда я хотел бы стать как можно более выраженным креативным невротиком. Думаю, и вы тоже не откажетесь от такого невроза, верно?

Другие умные дядьки тоже загибают интересные вещи. Они говорят, что креативность – это свойство личности, но при этом отрицают понятие интеллекта. Это психологическое течение появилось в шестидесятых годах, когда тестирование интеллекта, столь любимое американцами, стало испытывать что-то наподобие кризиса. Измеряют, измеряют интеллект, а толку никакого. В этом есть определенный смысл, но очень условный. Допустим, у вас есть три бочки разного размера. Вы, конечно, можете измерить их и вдоль, и поперек, но когда вы нальете в них воды, пользы от этого может оказаться – пшик! – потому как самая большая бочка может дать течь, а маленькая будет чувствовать себя превосходно. Так что совсем неочевидно, что люди с самым глубоким интеллектом являются самыми умными и оригинальными. И какой-нибудь чудак может оказаться в творческих делах многократно полезнее, чем десяток энциклопедических умов. Вот и решили ученые, что интеллекта, возможно, нет вообще никакого, а есть только слово, которое обозначает умение думать. А делят людей они на две категории: креативных и некреативных. Первые, значит, выдумщики и оригиналы, а вторые – сухие снобы и прагматики, полезные только для математики.

Продолжим рассмотрение и подсчет результатов нашего креативного конкурса на звание самой функциональной и пользительной для выживания пивной бутылки. Кто-то из участников конкурса сегодня обнаружит, что оказался очень даже креативным. Для окончательного понимания я рекомендую всем участникам прислать мне итоговый полученный балл, и тогда мы узнаем победителя. Просьба быть аккуратными в подсчете результатов.

 

Сосуд, в который что-то можно поставить, вставить

  "Ваза" для цветов, ... вероятнее, для 1-го цветка
  Подсвечник
  Великолепный подсвечник
  Налить воды и поставить цветок
  Ваза для цветов
  Ваза для одного цветка
  Из неё можно сделать подсвечник
  Ваза для цветов
  Использовать как вазу для цветов
  Использовать в качестве подсвечника
  Поставить в нее цветы
  Бутылку можно использовать как подсвечник
  Использовать в качестве вазы для одного цветка
  Использовать в качестве вазы
  Её можно расплавить и припаять пару-тройку стеклянных палочек – будет ваза
  Цветок туда поставить (как ваза)
  Приспособить ее как вазочку для цветка
  Поставить в нее свечку и начать медитировать
  Насыпать земли и посадить кактус
  Составить икебану из сухих растений
  Использовать как подсвечник
  Отрезать горлышко и использовать как горшок для цветка
  Поставить и использовать, как вазу
  Как вазу для цветов
  Налить в нее воды и поставить туда цветок (если влезет, то не один)
  Поставить в нее подаренную розу (особенно здорово смотрится роза в бутылке зеленого цвета (хотя лучше, конечно, из-под шампанского)
  Можно заткнуть горлышко воском или пластилином, и втыкать туда всякие индийские палочки-вонялочки
  Можно ставить в нее трубочки для охладительных (ну и для огорячительных) напитков.

Наиболее практичное понимание креативности – это одна из сторон интеллекта, которая не измеряется традиционными тестами интеллекта. Как я уже сказал выше, вся эта затея с креативностью вышла в канун кризиса тестирования и, таким образом, факт, что креативность не измеряется обычными тестами, сразу придал психодиагностике свежие силы для идей и творчества. А в психологии что самое главное? Знаете?

В психологии самое главное – придумать какое-нибудь новое слово, которое якобы характеризует часть вашей личности, интеллекта, характера, сексуальности, чего угодно. Как только новое слово придумано, все бросаются его изучать и измерять самым обстоятельным образом и лет десять радуются. Например, можно измерять дефензивность. Или изучать копинг-стратегии. Или исследовать ригидность. Бесконечная пища для научного творчества. Так что не стоит психология на месте, а движется к истине семимильными шагами... А у нас 31 вариант ответа, связанный с возможностью поставить в бутылку цветы и примерно подобные действия, или 0,74 балла за каждый приведенный ответ.

 

Использовать режущие свойства бутылочных осколков

  Разбить и использовать осколки для разрезания бумаги, ткани, резины
  Острым стеклышком от искомой бутыли можно резать чего-нибудь
  Этой же разбитой бутылкой можно лопать воздушные шарики и действовать всем на нервы
  Разрезать что-то
  Стеклышками же можно резать или копать
  Разбив, копать землю
  Разбив ее, получим аналог ножика
  Разрезать что-либо
  На получившихся осколках можно заняться йогой
  Разбить и заняться йогой
  На осколках от этой бутылки можно попробовать походить или полежать как йог
  Или полежать на них, как йог
  Если представить, что вы сидите во дворе, пьете пиво, и вам нужно, что-то объясняя, нарисовать это на земле, то это можно попробовать сделать горлышком от бутылки (или в крайнем случае осколком, но не хулиганить!!!
  Вскрыть вены
  Разбить на куски и перерезать вены себе или горло другому (не очень креативно, я понимаю)

Обратите внимание вот на какую тонкость. При тестировании креативности часто любой предмет обязательно да и проскользнет или в качестве средства, которым можно выколоть себе глазик, или повеситься, если это колготки, или еще каким-то образом причинить себе увечья или свести счеты с жизнью. При всей оригинальности (иногда) таких экстравагантных способов – за каждый ответ, где человек рассматривает предмет как полезное приспособление для самоубийства, отнимается половина положенного балла. Это связано с тем, что креативность – это в первую очередь творчество, но никак не саморазрушение. И даже если вы умудритесь повеситься на веревке, сплетенной из собственных бровей или ресниц, этого никто не оценит, да и вам тоже не насладиться результатами такого таланта. Так что за каждый подобный ответ – долой полбалла! То есть в нашем случае получается такая картина: 15 вариантов ответа, связанных с полезными применениями режущих свойств стекла, или 1,53 балла в каждом случае, кроме тех, где предполагалось резать вены. Это плохо. За это только 0,77 балла.

 

Вспомогательный инструмент для случайного выбора

  Инструмент (перст судьбы:) для подростковой игры в "бутылочку"
  Можно играть в "бутылочку", и таким же макаром использовать при любой жеребьевке
  Ее можно крутить (игра в бутылочку)
  Использовать для игры в бутылочку или для выяснения (путем вращения), кто идет за пивом или еще за чем-нибудь (у нас это называется gambling, хотя для этих целей лучше использовать мелочь различного номинала, в сумме 1 рубль. У кого меньше выпало при бросании на пол, тот и идет за пивом
  Играть в бутылочку – крутить, и на кого покажет
  Генератор случайностей: на кого покажет
  Это волчок для игры во "Что? Где? Когда?", "бутылочку" и прочие игры...
  Гадать (например, крутить и смотреть, на кого укажет горлышко бутылки).

Первые тесты на креативность придумал Дж. Гилфорд. Он разработал все основные составляющие креативности, которые мне кажутся очень полезными, так что я вам сейчас расскажу, что это за составляющие такие. Вы можете попробовать соотнести каждую из этих составляющих с собой, со своими умениями и творческими навыками, чтобы понять, насколько вам присуща та или иная составляющая креативности.

1. Беглость мысли Количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли Способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность Способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

4. Любознательность Чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

5. Способность к разработке гипотезы Здесь вроде бы все понятно. Гипотеза – это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Иррелевантность То есть логическая независимость реакций от стимулов.

В настоящее время существуют и различные тесты креативности, один из очень известных среди которых – это тест Торренса. Этого теста у меня нет ни в каком виде, так что если у вас что-то имеется, то не сочтите за труд прислать, а я это опубликую для всеобщего удовольствия. Ну, а наш тест вы теперь примерно уже знаете, и его вполне можно использовать в любых домашних и походных условиях. Тут даже не столько цифра важна, которую вы получите и которая может высоко оценить вашу креативность b творческие способности, сколько участие и проба себя в достаточно неожиданном формате – умении находить необычные решения для обычных предметов.

В нашем случае 8 участников вспомнили, что пустой бутылкой из под пива очень здорово можно сыграть в бутылочку, сделать случайный выбор, разыграть лотерею. И получают они за это по 2,87 балла!

 

Способ пересылки почты

  Использовать в качестве тары для почты
  Запихнуть записку и куда-нибудь отправить
  Можно написать послание, закупорить ее и бросить в воду
  Запихать в бутылку записку и пустить в ближайшее море
  Можно положить записку и бросить в море, или зарыть с той же целью, чтобы когда-нибудь кто-нибудь нашел
  В нее можно положить записку, и отправить в плаванье потерпевшим кораблекрушение
  Запечатать в ней послание и бросить в речку
  Упаковать в нее записку и выбросить в реку / море
  Написать записку с просьбой о помощи, засунуть в эту бутылку, закупорить ее и выбросить в море
  В нее можно запечатать послание и отпустить в плавание по волнам
  Записочку вложить и бросить в море или бассейн
  А еще можно организовать послание потомкам: положить в бутылку письмо, запечатать и закопать
  Удобный сосуд для морской почты или океанской... правда несколько устаревший
  Как способ передачи сообщений по воде (записка в бутылке)
  Очутившись вместе с ней на desert island, можно отправить послание

Действительно, бутылку легко можно использовать в почтовых целях или, как минимум, предполагать, что ее можно использовать вот таким образом. Раньше на этом завязывались целые сюжетные линии: пираты, кораблекрушения, призывы о помощи. Интересно, встречаются ли еще сегодня такие экстравагантные способы коммуникации? Впрочем, для нашего тестирования это не очень важно, и 15 ответов совершенно справедливо замечают, что это может оказаться очень полезно в некоторых случаях... Так что за каждый романтический ответ, пропитанный морской пеной и гулом выстрелов корабельных орудий, получаем по 1,5 балла.

 

Использовать оптические эффекты стекла

  Если бутылка цветная через неё можно смотреть на солнце, море, небо, облака и т.д., вероятно, получая определённое или не очень эстетическое удовольствие...
  Глядя через нее, можно перекрасить мир в иной цвет
  Налить воды и сделать линзу
  Смотреть сквозь нее на затмение солнца
  Через осколки можно почти безболезненно смотреть на солнечное затмение
  Это игрушка, если смотреть сквозь неё, можно увидеть мир в совсем новых цветах...
  Как увеличительное стекло
  Для получения эстетического удовольствия от созерцания окружающего мира через "розовые очки" стекла бутылки
  Можно смотреть на свое отражение в бутылке – это смешно
  Разбить и смотреть через цветное стеклышко
  Разбить на большие черепки и смотреть на мир в зеленом, коричневом или желтом цвете
  Можно развлечься, смотря на лица окружающих, искаженных стеклом
  Смотреть на неё, через неё на что нибудь

Возникает вполне закономерный вопрос: а почему у одних людей креативность больше, а у других, соответственно, меньше? Какие причины влияют на формирование и развитие творческого потенциала? На эти вопросы ученые ищут ответы достаточно давно, только в более общем разрезе, то есть – рассматривая интеллект, или умственную деятельность, или способности, или еще как угодно. И некоторые ответы на все эти вопросы у них имеются.

Причин здесь множество. Одни рассматривают питание как важный фактор, определяющий наш интеллект: если мы не очень хорошо накормлены с самого рождения, то в процессе роста начинаем отставать от своих более упитанных сверстников. Эти изменения, кстати, обратимы: если нас в эту трудную минуту вдруг начнут подкармливать, то мы весьма быстро можем догнать остальных в развитии. Так что, если вы не родились в негритянском гетто и не в концлагере Бухенвальд, то ничего особо не помешает вам развиваться ничуть не хуже, чем другие. Это то, что касается детства. Во взрослой же жизни грамотный подход к ограничению себя в питании может обострять интеллект: ведь голодный мозг более агрессивный и изобретательный, чем сытый. Так что если вам нужно решить сложную задачу, иногда лучше воздержаться от вкусной булочки и шоколадки, чтобы как следует эту задачу решить. Таким образом, вы сможете выступать как дрессировщик, который дает животному подкормку после того, как упражнение сделано...

Тринадцать ответов про нашу замечательную бутылку совершенно верно вспомнили, что можно извлечь очень много полезного, пользуясь оптическими свойствами стекла. Кто из нас в детстве не смотрел сквозь цветные стеклышки, видя мир раскрашенный в совершенно другие краски? 1,77 балла за каждый оптический ответ.

 

Коллекционирование

  Бутылки можно коллекционировать
  Можно коллекционировать только этикетки от бутылок
  Открыть ею новую коллекцию бутылок из-под пива
  Пополнить свою коллекцию пустых бутылок
  Намочить и осторожно снять наклейку, чтобы начать собирать коллекцию
  Начать собирать коллекцию бутылок
  Добавить к своей коллекции бутылок
  Для коллекционирования (можно начать собирать свою коллекцию)
  Поставить в коллекцию
  Разбить на стеклышки и обмениваться с другими счастливыми их обладателями

Я уже говорил, но не поленюсь напомнить еще раз: коллекционирование вашим ребенком даже очень странных предметов вроде цветных стеклышек и наклеек от банок с маринованными огурцами имеет значение для его дальнейшего развития, которое очень трудно переоценить. Собирая любые коллекции, ребенок учится систематизировать и упорядочивать предметы по их свойствам, качествам, признакам. Это хорошее начало для будущих классификаций всего, что только есть в нашей жизни. Сегодня он научился раскладывать стеклышки в зависимости от цветности, а завтра ему будет легко понять, почему и чем отличается стрекоза от медведя, или органическая химия от неорганической. Так что за каждый ответ о коллекциях – 2,3 балла. Поощряйте своего ребенка к этому и помогайте ему организовывать свою коллекцию. А он вам потом ответит за этот благодарностью в виде четверок и пятерок в дневнике.

Вит Ценёв распечатать