Psyberia.ru / Заметки на полях /

Церкви всякие нужны

Иисусовы братья, приехавшие из разных теплых стран, чтобы учить нас слову Божьему, похоже, ассимилируются. Совсем недавно видел объявление, предлагающее бесплатные уроки английского языка. Но более того: репетитор еще и придет к вам домой в удобное для вас время, чтобы помочь вам освоить все тонкости английского произношения. Ниже, более мелким шрифтом, говорилось, что занятия проводят члены какой-то там церковной миссии. Телефоны были тщательно оборваны: видимо, желающих приобщиться к тайнам английской речи совершенно не смущал тот факт, что учить их будут, скорее всего, по Новому завету на английском языке. Чтоб, значит, не зря время теряли над произношением всяких бытовых фраз, а сразу приобщались к слову божьему. Может я и преувеличиваю насчет Нового завета. Но совершенно уверен, что половина репетиторских часов уйдет на попытки доказать, что Бог существует, и что он – истина в последней инстанции.

Не так давно я обещал рассказать о своих встречах с людьми, которые вдруг прониклись идеями Бога и божественного. И это самое "вдруг" не дает мне покоя. Как же так: жил человек, работал, семью имел, грешил по воскресеньям, похмелялся по понедельникам, и вдруг – бац! На тебе! Оказывается, Бог есть. В этом его убедили Вася, Леша и Жора, которые хронически радуются жизни, всем улыбаются и идиотски счастливы. Внятных причин для счастья вокруг не видно, в обозримом будущем не предвидится, в отдаленном – тоже. И вообще – тошно все, гадко, скверно. Проблемы одолели. Ремонт надо делать. Голова с вчерашнего гудит. Жена денег требует. Получку задерживают. Странно все это: он думает, что Бога нет, но знание это его не радует. А они заблуждаются, что Бог существует, но почему-то очень довольны жизнью. Что-то здесь не так... И человек постепенно начинает приобщаться к этим счастливым и просветленным идеей Бога людям. Раз сходил для интереса. Второй раз сходил, уже охотно. Третий раз отправился. А там тебе рады, а там тебе улыбаются, хлопают по плечу и выражают бурные эмоции. Попробуйте найти другое место, где окружающие проявляют к вам столько положительных эмоций, столько интереса! Это, знаете ли, очень притягательно. И все. Приехали, просьба освободить вагоны. На каком-то этапе человек перенимает витающие в воздухе речи и идеи, пропитывается ими, и они становятся его частью. Бог приходит к нему в виде некоторой ограниченной суммы фраз, тезисов и постулатов. Их он принимает на веру, критичность отсутствует, – и не потому, что она утрачена, или что он действительно верит в Бога. Верит он не в Бога, а некоторое количество богословных идей, за пределы которых наш новоявленный верующий совершенно не стремится. Его притягивает общество, его атмосфера, его благость. Ему стало хорошо. Он смотрит на окружающий мир через искаженную призму божественного – и страшно этому радуется. Отчасти – искаженности мира, отчасти – собственной праведности. И еще от того, что все это мирское и суетное отошло далеко на второй план. На первом же – его братья, его сестры, его духовные наставники. И эта непередаваемая атмосфера, которая разливается по залу.

Церковь Христа

А атмосфера там действительно непередаваема. Это, знаете ли, нужно один раз увидеть, прочувствовать. Человек восемьдесят или даже сто стоит на крыльце, ждут чего-то, живо общаются. Эйфория так и разливается по людям, электрические заряды пропускают эмоциональный ток высокого напряжения. Все рады видеть друг друга. Все улыбаются, смеются, разговаривают. И самое удивительное, что они все очень рады тебе. Они здороваются, улыбаются, задают какие-то вопросы, – и отходят в сторону, словно уступают место следующему. Каждый как будто стремится засвидетельствовать свое почтение. Однако – вот интересно: они выражают свои эмоции и отходят в сторону. А один из них "приклеивается" намертво, не отходит, дает комментарии. "Это Игорь", – и краткий рассказ про Игоря. "Это Антон", – несколько слов про Антона. И так далее. Все реплики крайне положительны и подчеркивают некоторую уникальность, присущую тому или иному человеку. Один – мастер по какому-то виду единоборства. Второй – тоже очень хороший человек. И третий. И четвертый. Меня несколько удивило, что комментарии касаются мирской жизни – скажем, не удивительно услышать их и в любой другой компании. Но вот фон исключительно церковный, "за Библию", "за Бога". Обнаружил также, что все друг другу братья. Это что касается прямого обращения или комментария на слова собеседника. В третьем лице люди называются исключительно по имени: "Лена", "Семен", "Слава"...

Чувствую себя хорошо. Даже очень хорошо. Такое обилие внимания не может не нравиться. Ну и эмоциональный заряд этой радости неизбежно вонзается в тебя, расслабляет мышцы, действует успокаивающе и приятно стучит молоточками у висков. Впрочем, не забываю, что я сюда пришел для "посмотреть и понаблюдать" за происходящим. Перемещаемся в большой зал института, который Церковь, по всей видимости, арендует на определенные часы для проведения своих мероприятий. Долго рассаживаемся, причем настроение очень вольное, неформальное. Много суеты, похлопывания по плечам и дружеских объятий. Я периодически получаю от своего спутника порцию новой информации о том или ином человеке. Представление начинается.

У моего спутника – небольшой томик Библии с многочисленными закладками и выписками. Он более внимательно слушает то, что говорится со сцены, периодически шуршит библией и ищет нужное место. Я больше осматриваюсь, наблюдаю. Обнаружил, что все девушки сидят вместе (откуда они взялись? Я не видел их за все время, что проходил сбор участников!). У каждого – Книга. Периодические вопли – "Это круто, брат!" – раздаются хором на весь зал. Вот это "круто, брат", честно говоря, сильно меня покоробило. Я понимаю, что за Бога можно говорить и на языке релейных устройств, или, допустим, шарикоподшипников. По большому счету вообще неважно, как ты говоришь о Боге...

 

По поводу Бога скажу следующее: если он помогает тебе жить, то это очень и очень здорово! Честно! Это не очень важно, верят ли в него другие или не верят. Главное – веришь ли ты сам или нет? И еще – очень важно, насколько сильна твоя вера, насколько до конца ты готов ее отстаивать – не в споре, не в дискуссиях, не в общении, – нет! Насколько до конца ты готов отстаивать ее молча – вот в чем дело! Какое имеет значение, сколько именно людей рядом с тобой не верят в Бога? Важно только то, что ты в него веришь и он помогает тебе жить. Если еще десять людей примут твою сторону – тебе это вряд ли поможет взять нужный тебе вес... Если же десять людей, неверующих материалистов, не поколебают твою веру, оставят ее столь же прозрачной и чистой – вот тогда и Бог тебя полюбит. Бог не просил переубеждать – Бог просил проповедовать, а проповедовать можно только поступками и деяниями нашими. Словом вещал только один Господь Бог – и никто больше... Вот что я думаю о вере в Бога и о Боге в душе человеческой.

Мой спутник был весьма отзывчив и легко отвлекался на разговоры. Более того – он и сам наклонялся ко мне, чтобы шепотом подать ту или иную реплику. Мы некоторое время общались, после чего я вдруг сообразил следующее: я упорно задаю ему вопросы про него самого, а он на них не отвечает, а говорит о чем-нибудь постороннем. Это меня поразило! Человек говорит о ком угодно и о чем угодно, – но только не о себе. Ни единого словечка. И на все мои вопросы он продолжает упорно рассказывать про Библию, Бога и всех его "братьев", а в особенности "брата", стоящего на сцене и говорящего слово Божье. Он исключительный, он особенный. Он справку мне из Москвы привез, которую я у него попросил. Но я продолжал настаивать. И в какой-то момент, наверное, в нем проснулось самоощущение, саморефлексия. Робкие первые слова о себе превратились в вихрь биографических подробностей. Без единого евангелизма. О том, как служил в армии, как женился, как попал в Чернобыль и как тушил аварию, как стал инвалидом и каково им быть. Как был никому не нужен – ни на работе, ни друзьям, ни дома... Говорил, говорил, говорил... О себе, о себе, о себе...

И у меня возникло какое-то острое ощущение их обезличенности. Я мысленно вернулся к тому крыльцу, на котором все они стояли. К их улыбкам и разговорам, к их воодушевленности и похлопыванию по плечам. Вспомнил все эти улыбающиеся лица в метро и на улице, зовущие тебя присоединиться к их мероприятию. Все эти уличные разговоры о неотвратимости ада и возможности стать избранным, спастись. Все это окончательно приобрело како-то неестественно машинный характер. Я могу это понять – чувствуешь себя гораздо легче, растворяясь в заинтересованном и поощряющем тебя большинстве... Кстати, как только мероприятие закончилось – мой спутник неожиданно исчез. Растворился просто. Честно говоря, я к нему уже привык и мне стало неуютно среди всей этой развеселой богоугодной толпы, которая весело болтала, смеялась, говорила друг с другом, отыскивая свои пальто и куртки, лежащие на столах. И тут появился мой сотоварищ. Он был уже одет. Подошел ко мне, сказал тихо: так, чтобы никто не слышал. "Знаешь, я вот тут сижу со всеми, а хочется запереться в темной комнате, и никого больше не видеть – никого!" И быстро ушел...

Церковь Нового Завета

Спрашивается: какого дьявола я шляюсь по Церквям, если в Бога не верю совершенно? Отвечаю: интересно! Интересно послушать рассказы о Библии, интересно окунуться особую атмосферу религиозного собрания. В традиционную я тоже ходил пару раз, но не люблю ее. Там обстановка какая-то гнетущая. Шикают все друг на друга. Неуловимая такая нервозность. Многие плачут, тихо молятся, ставят свечки. Дух горя и отчаяния. Чувствуешь себя жалким, никчемным, подавленным. Служители в рясах важно трясут бородками и суют руки для поцелуев... Короче, пошли мы с другом в Церковь Нового Завета. Или как-то по другому она называется, не помню... Большая ли разница? Люди уже совершенно другие. Во-первых, в основном очень преклонного возраста. Молодежи практически нет и мы, наверное, смотрелись там очень выразительно. Очень понравился ход богослужения – часа полтора, наверное, пели под гитару всей толпой (человек 70-80) песни про Иисуса. Хорошо пели, скажу честно, было приятно послушать. И тексты были очень приличные. Одно только царапало: уж больно какие-то военные они. Отправимся в бой за Иисуса и слово божие... Похоже на "Вставай, страна огромная", только тематика религиозная. Но все равно – было очень мило.

После того, как все песни были спеты, на нас с другом показали пальцем и попросили сказать несколько слов о том, что мы, собственно, здесь делаем. Мы честно сказали, что пришли посмотреть и проникнуться, – и нам разрешили сесть. Вообще, скажу глобально, – лично я ходил бы в Церковь гораздо чаще, если бы никто не надоедал с вопросами, расспросами и разговорами про Библию и ад. Как им объяснить, что я не верю в Бога, – но вот атмосфера их собрания мне очень нравится?! После того, как все закончилось и люди начали расходиться, нас атаковали несколько бабушек, настойчиво предлагая обязательно посетить какую-то квартиру, где происходят библейские чтения и диспуты. Мы вежливо пообещали, что обязательно придем...

Как мне едва не открыли Третий глаз

Однажды мне пообещали, что если я приду на какое-то собрание "истинно верующих" и просветленных, то меня посмотрят и скажут, насколько у меня развито ясновидение и яснослышание. Так как меня раньше никто не проверял на ясновидение – все больше глазное дно смотрели на медкомиссиях и нижнюю строчку просили прочитать, – то я немедленно согласился. И в ближайший день собрания отправился на мероприятие. Чем черт не шутит – может, у меня правда есть ясновидение, только я об этом не знаю?!

...Людей было не очень много, но так как помещение подвальное и место было мало, то и казалось, что тесно и людно. Два (а то и больше) часа прошли в томительном выслушивании разных поучительных историй и тайной информации, которая может спасти человечество. Лектор в виде старушки лет семидесяти сообщил нам, что есть и лешие, и русалки, и водяные. Все это имеется, и сказки не врут, просто мы разучились это замечать, понимать, слишком уверовали в силу разума и так далее. Много говорилось об энергиях и энергетике. Над одним домом в Новосибирске, в частности, стоит золотой столб светлой и чистой энергии – там живет одна просвещенная и просветленная бабушка. А, в основном, энергия черная, и ее – много, много, много... Люди все это выслушивали внимательно, кто-то даже записывал.

После лекции началось определение способностей. Желающих было много. Их по очереди приглашали в обтянутые материей кабинки, наподобие тех, которые стоят на избирательных участках. Только на избирательных они красные, а у просвещенных людей, понятно дело, белые. Когда дошла моя очередь, я зашел в кабинку и обнаружил там троих людей. Мне предложили сесть. Я сел. Через мгновение трое пришли в заметное возбуждение и наперебой начали мне рассказывать, что у меня совсем уже открыт Третий глаз, – еще чуть-чуть, и он совершенно откроется. Еще они мне сказали, что я человек малогрешный и грехов у меня совсем ничего – восемь из всего списка, в котором было тысяча четыреста с чем-то наименований грехов. Так что – как только я проработаю свои оставшиеся восемь грехов, то и Третий глаз у меня раскроется, и я начну видеть "Сущности" и всякие другие недоступные обычному зрению вещи. Честно говоря, я всю жизнь мечтал увидеть Сущности, поэтому с энтузиазмом спросил: "А что для этого надо делать?" Надо, как оказалось, периодически читать строго определенные псалмы, указания на которые они только что получили Свыше. Как только я проработаю псалмы, то у меня откроется Третий глаз. Подарили мне маленькую книжку (Евангелие) и список всех грехов, в котором мои были обведены кружочками. Жалко, что я не сохранил этот список! А какие грехи были – уже не помню, давно это было. Лет семь назад. А то и больше...

 

Попробую объяснить. В моей концепции есть бог и нету его одновременно. Я думаю, тебе это не покажется странным. Когда я говорю с кем-то на кухне, в письмах, где угодно – бог вполне есть, почему бы нет? И зеленые человечки есть. И снежный человек. Почему бы им не быть? Я же не могу доказать, что их нет. Значит, я не могу отнять у этих ЕСТЬ право на их существование. Я вот ни разу не видел "маугли" – что, его тоже нет? Вполне есть, даже книжки об этом пишут. Так и про НЛО тоже пишут... Если я читаю одни книжки и верю в "маугли", почему бы мне не читать другие и не верить в Бога? Правильно, я читаю и те, и другие и вполне могу рассуждать в духе "это вполне может быть".

Теперь другая сторона медали. Я живу. Я работаю. Я смотрю телевизор. Я общаюсь с людьми. Я езжу на метро. Я звоню по телефону. Включаю компьютер и пью кофе. В этом есть бог? Я его не замечал, не брал, не звонил, не общался и не пил с ним пиво. Значит – его нет! Я все правильно рассуждаю? В предметном и конкретном мире у меня нет ни сущности, не переменной, ни предмета, ни объекта, ни модальности – ничего у меня нет по имени бог. В абстрактном – сколько угодно. Вот и вся разница. А так как в конкретном мире я нахожусь чаще, чем в абстрактном, значит и бога чаще нет, чем он есть. Я понятно изъясняюсь?

Псалмы я, конечно, штудировать не стал. Так что и Третий глаз у меня не раскрылся. И к эгрегору добрых сил я тоже не научился подключаться, чтобы черпать из него добрую энергию. Так и живу себе – без третьего глаза и помощи добрых общепланетарных сил.

Вит Ценёв скачать статью распечатать