Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/remarks/good

Защита дольше, уверенности больше

Честно говоря, я еще сам не до конца осознал, что все благополучно завершилось. Ощущение такое, что сделано еще не все, и впереди предстоит еще очень и очень многое. На самом деле ничего больше не предстоит, кроме торжественной части: в назначенное время прийти и получить свой диплом в весьма поздравительной обстановке. Самое легкое и самое приятное, что осталось сделать. Какие-то, понимаете, игры подсознания. Туго заведенная пружина еще пытается раскручиваться, чтобы двигать механизм вперед, но двигаться уже некуда, цель достигнута, и можно расслабиться да и получить удовольствие в самых лучших смыслах этого слова.

Защита прошла весьма буднично. На все про все отводилось семь минут, причем в эти семь минут нужно было обязательно сказать, насколько глубокоуважаема аттестационная комиссия и ее председатель, что показалось мне потерей времени. Речь я писать поленился, поэтому выступление носило достаточно безбумажный характер: иногда я поглядывал в тезисы, но в целом говорил своими словами. Бумажка, собственно, нужна для того, чтобы говорить умные слова и высоконаучные обороты речи. Потому что говорить так, как звучит нижеприведенная цитата, я просто не умею. Для меня это совершеннейшая китайская грамота. Вот послушайте:

 

"Применение компьютерных сетей ведет к значительным структурным и функциональным изменениям в психической деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система" [Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., "Мотивация пользователей Интернета"].

То есть вроде бы все совершенно понятно, каждое слово знакомо, мысль ясна – но попробуйте на таком языке поговорить, выразить свои мысли, а?! Этому же учиться надо! Мне вот легко удается говорить о весьма сложных вещах простым и понятным человеческим языком, используя разные аналогии, образы, метафоры. Но за годы своей образовательной эпопеи я так и не научился говорить сложно о простом. Вот и приходится читать по бумажке, когда требуется сказать что-то умное: о потребностной и мотивационной регуляции, и о всяких там структурных и функциональных изменениях в познавательной сфере личности.

Хороший пример и отличную иллюстрацию этому можно найти в "Методическом руководстве для студентов психологических ВУЗов по использованию сети Интернет". Написана была по заказу ТГУ: для кафедры генетической и клинической психологии, если не ошибаюсь. Суденту, слава Богу, не нужно изъяснять актуальный материал в вышеуказанных пассажах. Поэтому написано на примерах самого обыкновенного и привычного свойства: пейджеры, книжки, такси, газеты, письма, читальные залы. Все просто и понятно. Так, как это принято писать в буржуинских учебниках, где умудряются сказать крайне сложные вещи простым и доступным языком. Можете найти и почитать Жо Годфруа, "Что такое психология?", как образец таких книг. Наши же люди говорят о простом на таком языке, что правды не найдешь, а только запутаешься. Мне в таких случаях всегда "Чевенгур" Платонова вспоминаетеся, где на собрании колхоза одному предлагают воздерживаться при любом голосовании. А зачем воздерживаться? А для усложнения, чтобы враги не догадались!

В общем, я так интересно "попал": мне нужно объяснить, что такое Интернет, а я не могу этого сделать. То есть я могу это сделать, я очень легко могу это сделать, но совершенно не тем языком, который бы удовлетворил глубокоуважаемую аттестационную комиссию. Я думаю, что вышеприведенной цитаты было бы вполне достаточно для того, чтобы все все поняли (кроме меня) и остались бы вполне довольны. Но вот этой цитаты у меня под рукой не оказалось. В результате получил "четверку". Что меня, конечно, несказанно обрадовало, так как я уже было совсем подумал, что провалил защиту. Потом, кстати, мне сказали, что чем больше комиссия задает вопросов, то тем более интересной ей кажется тема доклада. Но это было потом. В процессе же защиты мне казалось, что все идет далеко не самым интересным образом.

Так что все завершилось благополучно. Ура, ура, ура! В недостаток работе отнесли то, что "автор вынес в теоретическую часть собственнные наработки по данной теме". Вот тебе раз! Оказывается, это недостаток. А я думал, что это хорошо. Тем более, что никакой литературы в этом направлении, которая хоть примерно пытается понять, есть ли разница между обманом в Интернете и обманом в реальной жизни, не существует, или я ее не нашел. О чем честно сказал комиссии. Что придумал систему шкал, атомизирующих и уточняющих каждое обманное действие, после чего оно приобретает целый ряд признаков, и на этом основании его легко можно сравнивать с иными обманами, обладающими другими наборами признаков. В принципе, даже шкалы я не придумывал, а просто взял за образцы различия обманных действий в терминологии Экмана, Знакова, Дубровского, приплел к этому Фромма, и получилось очень даже ничего. Но, как я уже сказал, это неправильно. Теория, от и до, придумывается более умными и компетентными дядьками с бородами. Нажа же задача: взять их теории и их методы, и приложить к тому или иному аспекту реальности, после чего сделать какой-нибудь важный вывод. А самому методы придумывать? Нет, это недостаток. Студент ничего умного придумать не может по определению. На то он и студент. Он учиться пришел, а не учить.

Но это все мелочи жизни, как говорится. Путь пройден, все преграды преодолены, все защиты выдержаны, и это здорово! Так что меня можно поздравить. А вам, мои дорогие читатели, высказываю свою благодарность за помощь и поддержку. За вашу активность, инициативу и участие в работе. За ваш интерес. За все ваши теплые слова и пожелания, которые я услышал. Спасибо вам! Спасибо всем нам! Ура! Виват! Салют!

P.S. Дипломную работу, как и обещал, выложил в архив. Так что, кому интересно, может скачать. В принципе, все самое интересное я уже опубликовал в рамках проекта Интерактивный диплом, но там был полностью опущен научный стиль, цитирование и прочее. Диплом, разумеется, содержит в себе все нюансы научного оформления. Ну и, конечно, практическую часть, которая, в силу большого количества цифр, не была опубликована.

Вит Ценёв