Psyberia.ru / Заметки на полях /

НЛП: присоединение в письмах, часть 1

Как вы уже знаете, по пейджеру загипнотизировать человека не удастся. И если слать ему SMS, то тоже вряд ли получится. Технически человек может впасть в транс, читая то или иное послание, но где гарантия, что на пятой строчке он не подскочит, чтобы налить себе кофе или взять бутерброд?

Вы так старались, столько гипноза в текст вложили, а он все испортил. Хотя, в теории, мог бы и впасть, если прочитал бы все от начала до конца на одном дыхании. Ибо, когда один человек много говорит, а другой только и делает, что его слушает, то тогда он запросто может оказаться в трансе. Неглубоком, но трансе. Поверхностном, но трансе. Несильном, но трансе. Мягком, но трансе. Эй-эй, вы еще не в трансе?! Нет? Ну и слава Фрейду, тогда идем дальше.

А даже если все получилось, и загрузился человек, то какая вам от этого будет польза? Цыгане, например, грузят, а потом из кошелька все выгружают. А вы сидите, быть может, за тысячу километров, до кошелька не дотянуться, даже если человек впал в страшенный по силе и глубине гипноз. И пока он дойдет до Сбербанка, чтобы отправить вам все свои денежки, или отправится к нотариусу, чтобы завещать вам свой гараж, весь гипноз разом улетучится, – и этого он, конечно, не сделает. Обидно, правда?

Так что отложим гипнозы по почте до лучших времен, а пока можно поучиться тому, с чего, собственно, гипноз начинается. А начинается он с присоединения к тому субъекту, который будет читать ваши электронные письма, реплики в ICQ, или SMS-ки. А чтобы все стало совершенно ясно, я поясню, что присоединение – это процесс синхронизации между мыслями, чувствами и средствами самовыражения того, с кем вы общаетесь, – и вашими собственными мыслями и чувствами.

 

Поясню это на примере. Допустим, к вам в гости пришел спонсор. Спонсор любит кушать котлетки, и вы его, естественно, кормите котлетками (а не морковным супом). Спонсор в питие предпочитает крепкий кофе и не любит чай (так что вы не потчуете его кефиром и кумысом). Спонсор любит, чтобы предложение предъявлялось в графиках и диаграммах, так что вы не рисуете заманчивых перспектив на салфетках или промокашках.

Ясно дело, что вы можете делать все так, как нравится вам, но тогда ему почему-то вдруг не понравится идея дать вам денег. Так что если вы чего-то хотите, то на некоторое время вам нужно быть именно тем, кем вас хотят видеть. На этом зиждется доверие, симпатии и интерес. А пока всего этого нет, то убедить (или загипнотизировать, если угодно) кого-либо будет очень и очень сложно.

Очевидно, что в зависимости от того, как вы будете выстраивать общение с собеседником, вы получите или его симпатию, или же его антипатию. В реальной жизни об этом говорят во многих книжках по психологии, начиная от Карнеги и заканчивая НЛП и пикапом, так что останавливаться на этой теме я не буду. А вот о том, что присоединяться к человеку можно и через электронное общение, посредством писем, говорят гораздо меньше, или же не говорят вовсе. Хотя это совсем несложно, и ничуть не труднее, чем делать это в очном общении, а, может быть, еще и легче.

Общая конструкция электронного сообщения

Полученное вами письмо от Васи или Ксюши не кажется чем-то особенным. Оно может быть или длинным, или же коротким. Сухим или эмоциональным. Нецензурным или поэтичным. Разные бывают письма.

И если перед вами стоит задача понравиться этому человеку и вызвать его интерес, тогда, ясно дело, ваш ответ должен быть максимально адекватным мироощущению собеседника. Чем понятнее ему будет ваша речь, ваш язык, ваш стиль, ваши образы, ваши эмоции, ваша знаковая система, – тем больше у вас шансов на успех. Согласны с этим?

Твоя какую бы деньгу хотеть? Зеленую или вторую?

В рекламе Альфа-Банка служащие говорят на языке клиента ("Твоя какую бы деньгу хотеть? Зеленую или вторую?"), а наш "талантливый мистер Рипли" невзначай роняет джазовые пластинки перед тем, чье внимание он хочет заполучить. И это работает.

Знаковая система. Смайлики и знаки препинания

Самое простое и самое знакомое для каждого. Примерно каждое второе письмо изобилует смайликами, то есть попыткой передать в знаковой форме свое эмоциональное отношение к высказанному. Сравните два примера:

 

Здравствуйте!! Подпишите, пожалуйста, меня на вашу рассылку:))). Я буду вам очень признательна:)) Спасибо!

Здравствуйте. Подпишите, пожалуйста, меня на вашу рассылку. Я буду вам очень признательна. Спасибо.

Эти девушки очень отличаются друг от друга, у них разное эмоциональное отношение к тому, что они пишут, и что они просят. А теперь посмотрите, как различается ответ:

 

Здравствуйте!! С удовольствием и наилучшими пожеланиями я уже подписал вас от всей души:))) Искренне надеюсь быть уверенным, что моя рассылка доставит вам удовольствие! Всего вам самого вкусного:))

Здравствуйте. Вы подписаны на новости Psyberia.ru. Мои наилучшие пожелания!

Как видите, письма очень серьезно отличаются друг от друга, и это отличие определено автором послания. Ну а мне лишь остается написать ответ, относительно созвучный тону и эмоциям послания. Фактически, сам автор письма помогает мне найти примерный стиль, тон, язык общения с ним. Мне остается только присоединиться к этому.

Сначала это может показаться несколько искусственным, но, привыкнув, вы уже будете делать это автоматически, даже не задумываясь. Если человек использует смайлики, то и вам их тоже следует использовать. Если нет, то нет.

Меня как-то спрашивали: можно ли использовать смайлики в переписке с работодателем? Ответ прост: работодатель сам подскажет, можно ли это делать или нельзя. Встречаются очень веселые работодатели, и тогда вам будет неуместно разговаривать с ними на сухом и пустом языке официального текста. А если с вами ведут разговор в таком тоне, то и вам его следует выдержать, отказавшись от смайликов и прочих веселостей в тексте.

Знаки препинания: вопросительные, восклицательные, многоточия

На них редко обращают внимание, а ведь эти знаки очень содержательны. Еще в школе нас крепко-накрепко выдрессировали, что все эти знаки определяют эмоциональное содержание речи.

Например, вы задали по ICQ вопрос своему коллеге – "Ты сейчас занят?" – и получили несколько вариантов ответа. Сравните их:

 

Да. (Констатировал)
Да! (Эмоционально насыщенно)
Да!! (Вероятно, раздражен)
Да…(Вернусь, как только закончу)
Да:)) (Да, но я тебе симпатизирую)

Интерпретации знака здесь очень вольные, они могут не соответствовать действительности. И я лишь убежден в том, что общаясь с человеком на протяжении некоторого времени, вы сможете его чувствовать и безошибочно распознавать его настроение по одному знаку. Ибо только от того, что человек всегда говорил – Привет! – и вдруг сказал, – Привет. – можно очень остро почувствовать, что сегодня с ним что-то явно не то. Не правда ли?

Знаки – великая сила. Казнить нельзя помиловать – это все знают, ибо всего одна запятая полностью может изменить весь смысл. А вот вам еще колоритный примерчик. Помните такие строчки: Я вас любил, любовь еще, быть может, в моей душе угасла… И так далее. Ага, это Пушкин. А теперь расставим знаки препинания немного иначе.

 

Я вас любил…
Любовь!! Еще!!!
Быть может… В моей душе…
Угасла?!!
Не совсем. Но!
Пусть!
Она вас больше…
Не тревожит!
Я не хочу…

Не вырисовывается у вас здесь никакой картины? Мне, например, отчетливо слышится разговор двух людей, весьма драматического толка. Давайте, я немного добавлю звук, чтобы вы все послушали этот диалог.

 

Он (задумчиво): Я вас любил…
Она (страстно): Любовь!! Еще!!!
Он (философски): Быть может… В моей душе…
Она (разочарованно, перебивая): Угасла?!!
Он (торопливо): Не совсем. Но!
Она (соглашаясь): Пусть!
Он (горестно): Она вас больше…
Она (торопливо): Не тревожит!
Он (упавшим голосом): Я не хочу…

Видите, какая шекспировская драма разыгралась! А мы всего лишь знаки в других местах раскидали, и текст не изменили ни на букву, оставили один в один. А смысл кардинально другой. Совсем не тот, что был раньше.

Небольшое пояснение: вам совершенно не нужно тотальное присоединение к знаковой системе того, с кем вы общаетесь. В очной коммуникации всегда рекомендуется копировать позу своего собеседника, но не отзеркаливать ее, а подражать ей, делать ее похожей. Для переписки справедливо то же самое: если человек использует восемнадцать восклицательных знаков, то не нужно, чтобы вы тоже ставили ровно восемнадцать. Достаточно двух. Ну, или трех. Иначе это будет похоже на подражание попугая.

Репрезентативные системы

Согласно классическому НЛП, разные люди воспринимают реальность по разному, и у них преобладают разные сенсорные системы. И кто-то мир преимущественно видит, кто-то его слышит, и кто-то его чувствует. В чистом виде эти системы не выделяются, и чаще всего восприятие человека мультисенсорно, то есть оно опирается на все органы чувств. Тем не менее, в отдельных фрагментах коммуникаций легко выделить преобладающую модель.

 

Здравствуйте! Я слышала, что на сайте есть подписка на новости
психологической библиотеки. Пожалуйста, подпишите меня!

Здравствуйте! Вижу, что на сайте появилась рассылка новостей
психологической библиотеки. Пожалуйста, подпишите меня!

Здравствуйте! Наткнулась не так давно на ваше объявление о
подписке на новости. Пожалуйста, подпишите меня!

И посмотрите, какие могут быть присоединения к ведущей репрезентативной системе в этом случае (Какую из них я только что использовал в этом предложении? Правильно, это визуальная репрезентативная система):

 

Здравствуйте! Вы подписаны на новости психологической библиотеки Psyberia.ru. Я надеюсь, что эта рассылка будет созвучна вашим интересам.

Здравствуйте! Вы подписаны на новости психологической библиотеки Psyberia.ru. Я надеюсь, что эта рассылка поможет вам расширить ваш кругозор.

Здравствуйте! Вы подписаны на новости психологической библиотеки Psyberia.ru. Я надеюсь, что эта рассылка поможет вам прикоснуться к самым разнообразным знаниям из мира психологии.

Репрезентативное цитирование

А вот еще какую одну хитрую штуку я для вас придумал. Называется она репрезентативным цитированием, – и подразумевает "насильственное" формирование общения в желательной вам репрезентативной системе.

И это очень хорошо помогает, когда человек пользуется сенсорно смешанной картиной мира (слышал, что у вас народу видимо-невидимо на сайте). Кстати, вот вам примерчик тотально смешанной сенсорной презентации: прикоснулось синее эхо. Круто, да?!

 

Я слышал, что у вас народу на сайте видимо-невидимо. И если не секрет, чем вы привлекаете его внимание?

Вариант ответа может быть как аудиальный, так и визуальный, – это на ваше усмотрение. Любой из них все равно будет присоединением к реальности собеседника. Судите сами:

 

Насчет слухов о том, что сайт достаточно посещаем, – да, слухи эти верные.

По поводу того, что на сайте бывает "видимо-невидимо" народу, – о, да, я и сам замечаю, что это так.

То есть метода понятна: вы цитируете тот фрагмент сенсорной реальности собеседника, который вам максимально удобен, и потом предлагаете ему ответ, основываясь на тех же репрезентативных шаблонах. Это можно делать не только в письмах, но и в очной беседе.

Вит Ценёв распечатать