Psyberia.ru / Заметки на полях /

Троман* Гийота

Совершенно случайно попался мне роман Пьера Гийота "Эдем, Эдем, Эдем". В обложке красной крови и черной кожи.

"Эдем, Эдем, Эдем"

"Ни на что подобное не отваживался ни один писатель со времен маркиза де Сада", – утверждает Филипп Соллерс.

Маркиз де Сад отважился на многое, так что звучит интригующе. А вот Стивен Барбер пишет, что книга П.Гийота – это "невероятная, сводящая с ума книга, была запрещена французской цензурой и одиннадцать лет оставалась под запретом".

Чашу моего нетерпения переполняет Мишель Фуко, который утверждает, что:

 

"Гийота написал книгу на ошеломляюще новом языке. Я никогда не читал ничего подобного. Никто еще так не говорил, как он говорит в этом романе".

Ошеломляюще новый язык. Очень хорошо. Я пропускаю предисловие Ролана Барта (известный французский литературовед и семиолог) и начинаю читать там, где открылась первая попавшаяся страница.

 

"...Чей-то член вздрагивает возле его уха, его рука лезет между прижавшихся к его лицу ляжек, обхватывает мошонку целиком; стиснутая в его губах залупа дрожит, когда его рука начинает перебирать яйца, свисающие возле волосатой ляжки, из сухих завитков на которой осыпался песок; подросток сосёт залупу, заглатывает ее полным слюны горлом…"

Останавливаюсь. Действительно, это ошеломляет. Кажется, я чего-то не понял. Возвращаюсь к Ролану Барту, внимательно читаю его предисловие.

Барт, в частности, пишет, что: "…Публикация этого текста крайне важна, ибо какие бы критические и теоретические споры он не порождал, сам этот текст никогда не перестанет очаровывать..."

Наверное, я чего-то не очень понимаю, думаю я, и начинаю читать с первого попавшегося места.

 

"...Сперма, извергнувшись из члена блондина, забрызгала хрен кучерявого; залупа того, увенчанная остатками вылившейся вхолостую спермы, тычется вглубь жопы Ваззага…"

И так – всю книгу. Нон-стопом. 276 страниц. Я открываю аннотацию: "Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при содействии МИД Франции".

На всякий пожарный ещё раз перечитываю Ролана Барта. Нет, всё правильно. Барт пишет, что язык Гийота:

"...Не поддающийся классификации и ускользающий от определений, он (язык) является в высшей степени новаторским и возвращает нас к истокам письма".

"Не поддающийся классификации и ускользающий от определений", – словно в трансе, я повторяю слова Ролана Барта. И действительно. Тут "залупа в жопу тычется", а тут "чей-то член возле уха вздрагивает". Очень трудно такой язык классифицировать. Даже такому ученому, как Ролан Барт.

Мишель Фуко и Филипп Соллерс. Стивен Барбер, Ролан Барт и Мишель Лейрис. Соломон Эш мне к чему-то вспомнился. Соломон Эш, Соломон Эш. Кто такой Соломон Эш? Вы знаете, кто такой Соломон Эш? Я знаю, кто такой Соломон Эш. Вы не знаете? Хорошо, тогда вот вам история про эксперимент Соломона Эша.

Соломон Эш. Социальное давление и конформизм

В 1951 году Соломон Эш (Asch) провел эксперимент, в котором обнаружил, как давление социума порождает конформизм. Конформизм – это "быть как все". Все ушли – и я ушел, а все остались – я остался. Эш решил выяснить, насколько человек свободен в своем выборе вопреки мнению большинства.

Соломон Эш

Эксперимент Эша был был организован так: восемь человек приглашались в аудиторию, где им предъявлялись две картинки с нарисованными отрезками разной длины. На первой картинке был один отрезок, на второй – три, разной длины. Испытуемые должны были сравнить эти отрезки и сказать, какой из отрезков на картинке один соответствует отрезку на картинке два. Вот такая простая задача.

Задание эксперимента

Я думаю, вам вполне очевидно, какие из отрезков на картинках идентичны по размеру. Вот и испытуемый так думал. Но недолго. Дело в том, что из восьми человек только один был в неведении относительно цели эксперимента.

Остальные же семь человек были в сговоре с экспериментатором. И когда они начинали высказывать свои "точки зрения", – испытуемый просто терял дар речи от изумления.

Действительно, очень трудно поверить своим глазам, что отрезок на картинке слева, по мнению окружающих, идентичен отрезку C на картинке справа. Или отрезку B. Но только не отрезку А (который идентичен отрезку слева).

Подговоренные давали ложные ответы, а Соломон Эш хотел выяснить, что из этого получится.

Эксперимент дал ошеломляющий результат: более 75 процентов испытуемых хотя бы однажды соглашаются с мнением большинства, явно вопреки своему собственному мнению.

25 процентов испытуемых систематически принимают мнение большинства. В их мировосприятии реальность такова, какой её видит большинство. И никакой другой не существует.

В дальнейшем данные эксперимента были уточнены и дополнены. В частности, оказалось, что трех человек достаточно для того, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства. С ростом численности "большинства" возрастает число "подчиненных" ответов, достигая максимума в группе из 5-8 человек.

Также было выявлено, что появление в группе "единомышленника" (такая же подсадная утка, которая систематически соглашается с мнением испытуемого) помогает испытуемому преодолеть внутренний конфликт и начать отстаивать своё мнение.

Соломон Эш и Пьер Гийота

Я полагаю, что вы уже обнаружили удивительную похожесть мнений Ролана Барта и Мишеля Фуко, Филиппа Соллерса и Стивена Барбера – на мнение семи "подговоренных" участников эксперимента Соломона Эша.

Разница лишь в том, что испытуемый у Эша не знал, что остальные участники эксперимента – какие-то особенные люди. Если бы заранее было известно, что остальные "испытуемые" являются специалистами в геометрии, или что у них "глаз-алмаз", или еще какие-нибудь выдающиеся способности, помогающие сравнить отрезки, то число "подчиненных ответов" многократно бы возросло.

Почему? Потому, что идет не только групповое давление, но ещё и давление авторитета.

А тут, в романе, все люди с очень большой буквы. Структуралисты. Философы и писатели. Нам оно и не снилось. Клод Симон (писатель, нобелевский лауреат), когда роман Гийота остался без награды литературной премии "Медичи", в знак протеста вышел из состава жюри. Очень расстроился Клод Симон: как же так? Ведь когда "подросток сосёт залупу", или когда "член тычется в жопу Ваззага" – всё это так ошеломляюще ново. И публикация этого крайне важна. А премию не дали.

Как после этого не подчиниться? Не согласиться с тем, что в этом что-то есть?

Но нет, нет и нет. Останемся при своем мнении. Как бы не пели нам сладкими голосами о "неподдающемся определению" языке Пьера Гийота. И в этом нам поможет Соломон Эш.

Вспомните о нем, когда ваше мнение будет отличаться от мнения остальных. Вспомните о нем в те минуты, когда вам будут говорить, что вы видите не то, что вы видите. Слышите не то, что вы слышите. Чувствуете не то, что чувствуете.

Вспомните о нем. И он придаст вам веру в себя. Он напомнит вам, что ваши глаза не лгут. И ваши чувства не обманывают вас. Что бы там не говорили про "это" Ролан Барт и Мишель Фуко.

Виктор Пелевин и Пьер Гийота

Окончательную точку в этом экзистенциальном вопросе помог мне поставить Пелевин. В своём романе "Числа" он предложил читателю тест для проверки функционирования мозга. Крайне простой тест. Читателю нужно сравнить два снимка. На одном снимке – мужской половой член, а на втором – огурец. Очень простой тест.

Предлагается найти максимальное число различий между изображениями, начисляя себе пять очков за каждое.

Подумайте. А я пока расскажу вам ещё одну интересную деталь. Роман Пьера Гийота вышел в 1970 году. В этом же году, через месяц после ее выхода, МВД Франции наложило тройной запрет на книгу: на распространение, рекламу и продажу несовершеннолетним. Запомните это: роман вышел в 1970 году и был запрещен.

Хорошо. В декабре 1981 года Пьер Гийота переживает тяжелейший "душевный кризис", в результате которого впадает в состояние комы. Врачи с трудом спасают ему жизнь. У вас, наверное, возникает вопрос: что такого случилось в 1981 году, что Пьер Гийота впал в такой отчаянный душевный кризис? Может быть, его совсем запретили? Или выгнали из страны?

А, и нет, дорогие мои. Напротив. В 1981 году были сняты все запреты на книгу "Эдем, Эдем, Эдем". Никаких ограничений. Теперь каждый может узнать, как "язык слизывает с края жопы следы окровавленного дерьма". И очароваться всем этим. Да, очароваться. Если это получится. Если не стошнит. Ведь Барт не устает очаровываться этим троманом. И Фуко троман очень нравится. И вам придется с этим согласиться. Если, конечно, вы не знаете, кто такой Соломон Эш.

Ах, да, Пелевин, Виктор Пелевин. Тест. Ответ такой: ваш мозг работает нормально, если в сумме у вас получилось 5 очков, так как отличие только одно: "Справа – хуй. Слева – огурец". А всё остальное – от лукавого.

* Троман – неологизм, рожденный сочетанием двух слов: "Трома" – студия, которая снимает трэш-фильмы вроде "Нацисты-серфингисты должны умереть", "Маньячные медсестры находят экстаз", и "роман".

Вит Ценёв скачать статью распечатать