Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/remarks/turett

Синдром Туретта

В психиатрической практике есть так называемый Жиля де ла Туретта Синдром. Это одно из малоизученных психических заболеваний, которое объединяет в себе целую группу клинических признаков, в числе которых выделяются так называемые "вокальные симптомы". А в числе вокальных симптомов одним из характерных является вокализация бранной лексики. Пример такого синдрома можно увидеть в фильме "Зеленая миля" (или прочитать одноименную книгу), где больная заворачивает такие этажи, что остальным становится нехорошо.

В психиатрии есть также специальное слово – копролалия – для обозначения тех случаев, когда человек, до этого выдержанный и скромный, вдруг начинает ругаться матом и не может остановиться, или же испытывает к этому таинству непреодолимое влечение. Считается, что это болезнь и она подлежит лечению, в рамках того же синдрома Туретта, где копролалия достигает наибольшей выраженности.

Интересно отметить, что если бы врач-психиатр побывал в казарме любой из военно-строительных, или любых других частей, то ему пришлось бы ставить диагноз синдрома Туретта всем солдатам, включая офицеров и прапорщиков. Разумеется, что такой диагноз он не поставит, и это может говорить о том, что болезнь эта в большей степени присуща тем, для кого избыточное матерение нехарактерно: интеллигентные люди, женщины и дети. То есть, если в вашем словарном запасе примерно сто слов, из которых восемьдесят подразумевают половые органы и путешествия, то вы здоровы, а если до этого вы их не знали и никогда не произносили, а тут вдруг начали материть всех и все, то вы заболели. Я из этого никаких выводов не делаю, просто подчеркиваю двусмысленный характер этой болезни, который сходен с клиническими проявлениями отношений с Богом. Пока вы разговариваете с Богом, вы совершенно здоровы, но стоит лишь Богу заговорить с вами, как ваше здоровье начинает вызывать тревогу и сомнения. Двойной стандарт.

В появлении непреодолимого желания материться есть одна интересная деталь, о которой имеет смысл поговорить. Ясно дело, что если у человека появится навязчивое желание цитировать Пушкина или Бродского, то никто не распознает у него никакого синдрома. С другой стороны, весьма сомнительно, что больной начинает материться инстинктивно, чтобы привлечь внимание широкой или зауженной общественности к симптомам своего недуга. Но почему именно материться? В той же "Зеленой миле" эта женщина, которую одолел синдром Туретта, была совершенно невменяемой, рассудочная деятельность у нее отсутствовала. Потом ее вылечил негр и она перестала материться, то есть выздоровела. Возникает вопрос: почему брань и мат сохраняются так глубинно, и проявляют себя вне зависимости от сознания, от рассудочности? Что за польза такая от мата, что даже при некоторых поражениях головного мозга он не только сохраняется, но и усиливается?

И если задаться мыслью о том, какая может быть польза от мата и брани, то ответ, скорее всего, будет один: совершенно никакой. Общество самоочевидно дает понять, что польза будет только в том случае, если вы никогда не будете произносить бранных слов. Тогда вас будут уважать, думать, что вы культурный и образованный человек, не оштрафуют и не одернут. Сплошная польза. А вот если вы материтесь, то вроде бы и вам это незачем, и окружающих досадует и гневит. Тогда какая польза от мата? Если он такой ненужный, то чего все на нем говорят повсеместно, несмотря на то, что умолчание его приносит одно только счастье и благочинность?

Так как вопрос, конечно, интересный, то ему в последнее время уделяют внимание и лингвисты, и психологи, и философы, и представители других полезных наук. И вот какое дело: полезные свойства мата находятся, и находятся они не просто как частные случаи, а просто в изобилии. Например, одна из таких функций – сильный эмоциональный заряд, который несет в себе бранная лексика. И этот эмоциональный заряд очень часто бывает положительным: например, в анекдотах, где любая подмена мата эвфемизмами, то есть более цензурированными формами самовыражения, сводит этот эмоциональный заряд к нулю. Классический пример такого случая – анекдот из разряда гусарского юмора, где маленькая оборванная девочка предлагает гусару (графу, поручику) отдаться за копеечку. Концовку этого анекдота – ебу и плачу, ебу и плачу, – невозможно подменить никаким эвфемизмом. Его можно рассказывать или в подлинном звучании, которое для некоторых покажется синдромом Туретта, или не рассказывать вовсе, чтобы не портить анекдот.

Возникает также множество других полезных догадок, связанных то с переводами матов с других языков, и нахождения универсальных корневых основ, то с языческими корнями и приписыванию бранной лексики богоязычной природы, например, то самое сверхзнание, которым обладает только хуй – как верховное божество, которое, к слову сказать, и часто изображается как идол: кто сказал, что функции этих идолов исключительно связаны с плодородием? Ведь если понимать хуй как хуй, то кроме как плодородия ему ничего не припишешь, а если воспринимать его как идола, то к нему можно обратиться за советом, поделиться своим горем. С этой точки зрения выражение "хуй знает" может указывать на предложение обратиться к верховному идолу и спросить у него совета, а фраза "да пошел в пизду" может быть не столько пожеланием смерти (возвращение в материнское лоно), сколько проклятием, порчей к тому, чтобы верховный жрец (хуй) от тебя отвернулся. И тогда можно провести еще одну интересную параллель с мужской неспособностью рожать и компенсировать это не столько своей плодовитостью, сколько порождением своего ума, вынашивать и рожать идеи, открытия. Если это хоть отчасти похоже на правду, тогда фраза "пошел на хуй" не только не оскорбительна, но и, напротив, благожелательна, так как благословляет человека на путь к верховному идолу, к хуебогу или богохую.

Еще одна важная вещь, указующая на интеллектуальное, умственное порождение мата, заключается в следующем: человек – единственное животное, которое умеет материться. От любого животного человека отличает только ум, ни ничего больше, а это значит, что ум создал мат точно так же, как он создал палку, скотоводство или порох. Но зачем уму мат, если среди нас сегодня непоколебимо убеждение, будто умный человек никогда не будет материться? С пеленок нас убеждают в том, что материться нельзя, ругаться плохо, это не красит человека, не делает ему чести. И все же мат врос в наши гены, нашу кровь, и каждый из нас, зная, как все это плохо, в то же время обладает вполне богатым словарем бранных выражений. Кстати, в этом и заключается великий парадокс: не существует никакой возможности наложить на некоторые слова табу, так как чтобы этого запрета придерживаться, надо точно знать, что нельзя говорить, что говорить запрещено. И это говорит о том, что мат будет жить вечно, так как нет никакой возможности запретить человеку нецензурно думать и знать нецензурные слова: это, как раз, необходимо, чтобы он не смог нарушить табу.

В бытовой лексике современного среднестатистического гражданина мат выполняет две основные функции: оскорбительно-агрессивную и эмоциональную. Если вы помните, я уже рассказывал вам о так называемой модальности мата, по которой можно определить уровень агрессии субъекта, использующего бранную лексику. В мате можно выделить две модальности: оценочную и процессуальную. Оценочная сообщает респонденту, к кому обращено бранное выражение, кем он является на самом деле, либо же дает оценку какому-либо действию респондента. Процессуальная же сообщает, что сейчас субъект сделает с этим человеком за то, что он разбил машину или бутылку водки ("пасть порву, моргалы выколю, всю жизнь работать на таблетки будешь"). И в том, и в другом случаях с помощью мата человек научился выражать агрессию и выпады, не используя при этом никаких врожденных или приобретенных механизмов агрессивного поведения: прямая атака на обидчика, демонстрация зубов, враждебные позы, воинственный и угрожающий крик.

Используя мат в коммуникациях, человек приобрел универсальную вербальную форму выражения своей агрессии и притязаний. Так как при этом акт непосредственной агрессии или наступает позже, или не наступает вовсе, мы можем назвать мат чем-то таким, что похоже на воздушную подушку безопасности в автомобиле, которая смягчает удар или оставляет его вообще без последствий. В теории все агрессивно-атакующие средства в человеческом поведении сохранены, однако появилось дополнительное средство утолить свою агрессию, не используя для этого открытый бой, схватку, столкновение. Открытое вербальное нападение при сильном эмоциональном заряде может полностью разрядить агрессивный потенциал, минимизировать его или преобразовать его в бесконтактную схватку, где у противников будет полностью сохранена их телесная целостность.

Важно также отметить одну прелюбопытную вещь: заметьте, что мат наиболее часто встречается там, где люди очень сильно уплотнены, и гораздо реже – там, где окружающее пространство разряжено. В тесноте метро или трамвая, в коммунальных квартирах, в скоплениях людей мат более характерен и услышать его можно повсеместно. Почему? Очень просто: все дело в том, что современные условия существования лишают человека одной биологически важной функции – возможности убегать, скрываться с поля боя. В замкнутых пространствах все возможные отходы либо исключены, либо крайне затруднены, а это значит, что общеизвестный животный механизм агрессии от отчаяния, от припертости к стенке начинает превалировать. Человек – животное более агрессивное, чем любое животное, потому, что он лишен выбора и не имеет возможности убегать. И поэтому он атакует при каждом пустяке: когда ненароком задели, когда наступили на ногу или слишком прижимаются в тесноте и давке. Вот тут на сцену и выходит мат: спаситель, воздушная подушка безопасности. Гениальное изобретение ума, созданное для нашего блага и выживания.

Если вы помните, то Богом я называю ум, который стремится максимально оградить тело от любых возможных форм боли, агрессии, столкновения, а в качестве компромисса для удовлетворения телесных, природных инстинктов предлагает различные формы фикций и интеллектуальных войн, которые являются стопроцентно телесно безопасными. Так что, если "в начале было слово, и слово было у Бога", то и слово было – хуй. И в этом контексте слово богохульство, простите, неуместно, а вот богохуйство как раз отражает суть гения ума, или гения бога, понимайте, как хотите.

Как материться правильно?

Итак, мы с вами сделали предположение, что брань является продуктом ума, и, поэтому, неудивительно, что ей могли поклоняться, как Богу, обращаясь к фаллосу не только как к символу плодородия, но и как символа созидания и духовной мудрости. Никогда бы мужчина так не трясся над своим членом и так не дорожил бы им, если бы ему приписывалась только лишь репродуктивная функция. И когда говорят, что мужчина думает не столько одной головой, сколько другой, в этом содержится не только упрек, но и скрытое восхищение, магическая природа. Думать одной головой – это современная парадигма технократического общества, думать другой – это языческая магия и таинство неизъяснимых законов природы и окружающего мира. И это первое.

Второе заключается в том, что мат выполняет предохранительную функцию, которая оберегает телесную целостность человека, его неприкосновенность, с одной стороны, и дает возможность удовлетворить свои природные инстинкты и природную агрессивность – с другой. А так как современный человек живет в замкнутом обществе, которое все более и более уплотняется и которое отрезает ему все возможные отходы к бегству, то мат не только не вымрет, но, напротив, укрепит свои позиции, и даже, быть может, станет более допустим для общества, которое будет смотреть в его сторону гораздо более снисходительно.

Важно также подчеркнуть, что мат нуждается в запрете и табу. Отменить запрет – это снять с мата эмоциональный заряд, а это подрывает саму сущность мата, его базовую охранную, оберегающую функцию. Если мат эмоционально нейтрален, то его говорение становится бессмысленным, а это приведет, в конце концов, к увеличению актов телесной агрессии. Либерализация мата должна иметь свои пределы, которые неплохо бы очертить социологам или социальным психологам.

Даже те, кто вообще не используют мат в своем лексиконе, знают очень много матерных слов, потому как, чтобы их гарантированно не использовать, их, как минимум, нужно знать. Ум использует мат для того, дабы обрести баланс между инстинктами и телесной сохранностью. Полное подавление синдрома Туретта может приводить к различным психосоматическим заболеваниям, так как подавляется не столько мат, сколько природная агрессивность и инстинктивные формы поведения. Мат как раз не при чем, это мягкая и социально приемлемая форма для выражения своих агрессивных чувств. Мы подавляем не мат, а телесные программы, которые, не имея возможности разряжаться, превращаются в застойные очаги хронических заболеваний. И очень может быть, что синдром Туретта как раз связан с чрезмерным подавлением инстинктивного поведения: тогда инстинкты оборачиваются против нас, разрушают часть тела и мозга, чтобы потом прорваться в их свободной и ничем не ограничиваемой форме.

Те, у кого в лексиконе слишком много мата, разрушают самое главное, что содержит в себе бранная лексика – их эмоциональный заряд. Тогда бранная лексика становится эмоционально нейтральной, что делает ее бессмысленной и осуждаемой. Это примерно то же самое, если бы вы все время махали дубиной, при этом совершенно не желая никого ударить. Так как люди инстинктивно знают, что в ваших руках дубина (мат), который компенсирует или подменяет телесную агрессию, то они склонны проявлять недовольство по отношению к такому бессмысленному маханию. А еще они начинают считать таких людей глупыми и невежественными, потому как матерные слова – это порождение ума, которое нуждается в бережном обращении и нечастому использованию, которое будет оправдано в соответствующих ситуациях.

Матерные слова – это исключительно сильное средство самовыражения, и поэтому оно всегда признается, примется и будет оправдано обществом, если форма и содержание, или ситуация и реакция на нее будут адекватны моменту и времени. Мат можно встретить в произведениях литературы, в кино, в театре, и там он, как средство самовыражения, и уместен, и притягателен. Но если мата становится слишком много, то он теряет и себя как средство самовыражения. Он требует щепетильного и дозированного отношения.

Один из очень сильных психотерапевтических приемов, который можно попробовать в качестве самопомощи, связан с фокусированной безостановочной матерной агрессией – до тех пор, пока вы сами не выдохнитесь. Это может быть более эффективно, чем бить всякие груши или посуду, так как это делается молча, а мат, напротив, нуждается в голосе, в крике. Впрочем, колотушки по подушке или чему-то подходящему можно сохранить. Вспомните какую-либо ситуацию, где вас унижали, били, оскорбляли. Это может быть несколько болезненно, но попробовать все равно стоит. Постарайтесь как можно лучше вспомнить своего обидчика, на котором сосредотачивается вся ваша ненависть, весь гнев. А после этого начинайте его материть: сначала можно даже про себя, но потом понемногу переходить на шепот, потом на голос, а потом уже и на крик. Подушка не помешает, так как ее можно колотить. Контакта с лицом этой сволочи не теряйте. Отпустите себя, не останавливайте, постепенно наращивайте темп речи, ярость, переходите на крик. Можно вперемешку с криком обыкновенным, криком ярости и гнева. Орите матом до тех пор, пока не почувствуете, что вы все ему сказали! Пока хватает вашего эмоционального заряда.

Очень сильное средство даже в тех случаях, когда не решаешься говорить такие вещи вслух, а материшься про себя. Тогда материтесь внутренним голосом что есть сил. Ну а если решили играть в открытую, то позаботьтесь, чтобы это не касалось посторонних ушей. А то подумают, что у вас синдром Туретта и вызовут карету скорой помощи. А у вас никакого синдрома нет совершенно. Потому как мат – это придумка ума, и тот, кто пользуется им аккуратно, никогда не назовешь глупцом. Напротив, это очень и очень умные люди.

Вит Ценёв