Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/soft/processing

Недвижимость нервных процессов

Если каждый день вы поднимаете некий вес, и этот вес изо дня в день увеличивается, то в один не очень прекрасный момент этот вес станет для вас неподъемным.

Природа заложила в нас большие резервы, но эти резервы конечны. Прыгнуть можно на некоторое расстояние, или пробежать стометровку за минимальное количество секунд, поднять максимальный вес, проплыть за такое-то время. Выше, дальше и быстрее, как говорится, "не перепрыгнешь".

Благо, что бегать, плыть или таскать тяжести на пределе возможностей нам почти не нужно. Зато все больше приходится напрягать свою "умственную мышцу", выполнять тяжелую думательную работу. И конца у этой работы что-то пока не видно. Сегодня нужно подумать больше, чем требовалось вчера, а завтра – следует подумать больше, чем было сегодня. Однажды все это может закончиться думательной грыжей, или еще чем похуже. Ибо, как в случае с физическими нагрузками, с умственными – всё та же история: физиологически нельзя передумать больше своего думательного барьера.

Раньше всех этот вопрос обеспокоил ученых, ибо им особенно хотелось знать, каковы пределы ума и как их измерить. Они придумали много разных тестов, одним из которых мы сегодня с вамит воспользуемся. Например, тест подвижности нервных процессов.

Тест подвижности нервных процессов

Суть теста очень проста: допустим, двадцать человек в возрасте отрока загоняют в класс, дают по пульту с кнопкой и просят смотреть на экран. На экране показывают круг. Или квадрат. Или треугольник. И если первое, жми левую кнопку, если второе, жми правую, а если третье, то, как в анекдоте про чукчу, "сиди, и ничего не трогай". Вот и весь тест.

Определение подвижности нервных процессов

На кой лад это нужно? А вот зачем: представьте, что некая тетя Дуся стоит на конвейере и сортирует резиновых гусят. Гусята желтые и красные, и каждого из них нужно взять в руку, нажать на него (хорошо пищит или нет). В зависимости от результата, в одну коробку она бросает хорошего желтого гусенка, в другую хорошего красного, – и, наконец, в третью она бросает гусенка любого цвета, если он бракованный.

Так вот, оказалось, что люди очень по разному способны выполнять эту работу. Качество этой работы не зависит от интеллекта, а зависит лишь от подвижности нервных процессов у человека. Слабая подвижность – говорит о том, что вы реагируете на стимул медленно, а сильная подвижность – указывает на то, что вы легко реагируете на изменения ситуации, легко переключаетесь от одного к другому. В зависимости от полученного результата, вы можете оказаться или пригодными, или непригодными к той или иной работе, деятельности.

И если речь идет о шофере, то ему нужна очень подвижная нервная система (иначе как в анекдоте про наркомана в зоопарке, у которого все "черепахи ломанулись"), ну а если о шахматисте, то ему лучше "семь раз подумать", прежде чем рокироваться.

Теперь если мы представим себе, что конвейер у тети Дуси начинает ускорять свой ход, и ей все быстрее и быстрее нужно сортировать гусят, мы получим эталонный тест, который и определит подвижность нервных процессов у тети Дуси.

Для конвейера это может значить или абсолютное выражение в гусяточасах – 160 гусенков в час без ошибок, или в какой-то скорости конвейере (2, 3 или 4 километра в час), за которые тетя Дуся гарантированно перещиплет гусят без ошибок. Подобные вещи позволяют найти идеальный цикл работы для решения тех или иных задач, что благоприятно скажется на производстве.

Такие тесты помогают выявить и подобрать оптимум скорости выполнения для различных видов работ: это печать на компьютере, работа на конвейере, сборка, сортировка, и тому подобное. Мы можем обнаруживать максимальное количество выполненных действий без ошибок, можно определить предельно допустимое число ошибок на число операций (и если тетя Дуся в час ошибается в пределах трех гусят, то это нормально). Можно выявить процент снижения производительности к каждому следующему часу: и если тестировать тетю Дусю каждый час, то можно обнаружить, что с каждым часом она становится менее и менее эффективной. И в этом случае можно определить специальный цикл выполнения задачи: 200 гусят на первый час, 190 на второй, 180 на третий, и так далее.

Сегодня, для определения подвижности своих нервных процессов, нам уже не нужно идти на прием к психологу: компьютерная программа "Тест подвижности нервных процессов" организует и проведет для вас процесс тестирования в наилучшем виде. Вам потребуется от получаса до часа свободного времени и спокойной обстановки для выполнения всех его заданий. И, после этого, вы получите абсолютные цифры (в процентах), которые определяют силу ваших нервных процессов, и, соответственно, помогают вам оптимизировать процесс выполнения тех или иных работ. Например, печать на компьютере: прежде чем учиться работать вслепую со скоростью сто тысяч знаков в минуту, не мешает проверить, будет ли вам по силам такой труд с точки зрения динамики вашей нервной системы.

Регистрация испытуемого

Но прежде чем вы, друзья мои, скачаете и воспользуетесь этой программой, я обязан вас предупредить о том, что последствия проверки подвижности своих нервных процессов у многих могут быть плачевными: головокружение, головная боль, слабость и даже тошнота. Все это может произойти не потому, что эта программа такая подлая, но лишь потому, что порог реакции можно измерить, приблизившись к этому порогу. И если бы вы измеряли силу своих мышц, то, например, максимально поднятый вес и был бы для вас порогом физических возможностей. В этой программе всё примерно также: она потребует от вас максимального числа выполненных операций, тестирование будет проходить на грани фола. На пике тестирования, самый сложный тест, за одну секунду вам необходимо будет выбрать и выполнить три действия! Настоящий экстрим: мозги начинают плавиться, как масло на сковороде. Очень увлекательное и впечатляющее по своим ощущениям занятие!

Начало тестирования

Заполнив форму, мы получаем окно задания, в котором и будет происходить тест. У программы есть несколько вариаций теста: это цветовые предъявления (красный, зеленый и синий), символьные (круги, квадраты и треугольники) и лингвистические (выбор осуществляется на предъявление трех классов слов: животные, растения и неодушевленные предметы).

В этом многообразии вариантов есть свой смысл, ибо вы можете обнаружить существенные различия подвижности нервных процессов на разные стимулы. Кому-то легче даются цвет или форма, кому-то языковые предъявления. Кстати, эти данные могут дополнить другой тест, а именно – коэффициент интеллекта (IQ). В правильном варианте IQ вычленяется не только общий интеллект (на основе суммированных цифр), но и операциональные классы интеллекта, где у вас могут быть высокие результаты по математическим операциям, а по лингвистическим – низкие, и так далее (всего, если я не ошибаюсь, – восемь вариантов, так что если вы где-то и как-то вычислили свой IQ, измеряемый какой-то цифрой, то забудьте о нем, он неполный).

В первом варианте теста вам будет предложено сортировать квадраты разного цвета, которые появляются на экране в произвольной последовательности. Если не пользоваться чекбоксом (где написано "Полный тест") и оставить все как есть, то программа проведет вас по всем тестам, начиная самым простым предъявлением (3 цвета, 30 показов в минуту) и заканчивая скоростью (160 показов в минуту), где "крыша начинает шуршать". Я очень люблю Quake-III, где, как верно заметили разработчики, хорошего спинного мозга вполне достаточно, чтобы играть в эту игру (то есть, реагировать вам нужно быстрее, чем думать), – так что от процесса тестирования я получил необыкновенное удовольствие.

Самый сложный тест программы – лингвистический, ибо в нем нужно не только увидеть предъявление на экране (слова "заяц", "лен", "трубка", "барсук", "ткань" и так далее), но еще и прочитать их, осмыслить, и классифицировать в зависимости от их смысла. Если с цветными квадратиками и фигурками еще как-то можно справиться, то со словами я так и не дошел до конца, натурально "крыша съезжала". Встаешь из-за стола, а тебя "ведет", и в голове шумит.

Цветовое тестирование

Проще всего пройти полный тест: программа всё сделает сама, тест за тестом, только успевай отвечать. А для уверенных в себе экстремалов – можно выбирать категорию сложности: поставить сразу 160 показов в минуту и посмотреть, что у вас получится. Как я уже сказал, тесты различаются по смыслу предъявлений (цвет, форма и слова), так что имеет смысл пройти все категории тестов и посмотреть, где результаты будут самыми лучшими.

Системные требования к программе

Программа мала в размерах и не требует установки. Распакуйте её в любую папку и запустите файл DMNP.exe. Язык у программы русский. Личные сведения испытуемых лучше заносить правильно, а иначе вы потом запутаетесь, кто есть кто.

Одно мне показалось странным: ближе к концу теста программа стала сообщать мне, что я совершил 100 % ошибок (ни одного правильного ответа), хотя мне показалось, что я ошибался не более чем в половине случаев.

Варианта здесь три: или ошибка у моей клавиатуры, или у меня слабая подвижность нервных процессов, или же это ошибка самой программы. Больше всего склоняюсь к первому варианту: клавиатура моя мудрит. В общем, сами попробуйте.

Результаты подвижности нервных процессов

Программа не дает никаких интерпретаций и заключений, только абсолютные цифры для каждого теста (столько-то ошибок, столько-то правильных ответов).

Результат выполнения задания

Результаты сохраняются в файле отчета, все расписано по каждому тесту. Сохраните его, чтобы потом сравнить с повторными тестами: например, как изменятся результат, если вы очень устали? И как изменятся результаты, когда вы чувствуете прилив сил и настроения?

Можно ли изменять (улучшать) подвижность нервных процессов?

Изменять и улучшать можно, в этом я уверен. Но я убежден и в том, что бессмысленно и бесполезно улучшать вашу подвижность нервных процессов ради нее самой.

Оптимальный тренинг подвижности нервных процессов – регулярные занятия, которые способствуют их тренировке. Если вы играете в пейнтбол, то нервные процессы будут тренироваться сами по себе, "на халяву".

И если вы учитесь водить машину, то нервные процессы тренируются сами по себе. Но если вы упражняетесь с абстрактными тестами ради улучшения подвижности, то толку от такой тренировки будет ноль.

И вторая – важная! – вещь относительно ваших нервных процессов: не факт, что имеет смысл что-то улучшать. Например, если у вас астеническое (хрупкое) телосложение и IQ на уровне Эйнштейна, то пытаться стать "терминатором" – вредное и глупое занятие. Лучше развивать самую лучшую вашу часть личности, чем дотягивать до "середнячка" отсталую.

Возможно, вас не устроят такие крайности, но никто и не говорит о крайностях. И я даже готов предложить вам формулу: 80% от всего времени самосовершенствования нужно тратить на то, чтобы сделать самое лучшее в вас еще более лучшим, и только 20% – на то, чтобы совершенствовать ваши слабые места.

Сильного должно становиться еще больше, а слабое – должно уменьшаться. Пытаться же сделать слабое сильным не нужно: это напрасный расход сил, времени, энергии и обесценивание ваших самых сильных и выигрышных качеств.

 Скачать программу можно в каталоге компьютерных программ.

Вит Ценёв