Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/work/verner

Вернер Эрхард и ЭСТ

Автор: Тод Кэрролл [из "Словаря скептика"]
Перевод: Иван Зубакин

 

"В жизни понимание является утешительным призом" [В. Эрхард]

Вернер ЭрхардЭСТ Вернера Эрхарда [Эрхарда семинар-тренинг, а на латыни означает "есть"] был одним из наиболее успешных участников в движении развития человеческих возможностей. ЭСТ является примером того, что психологи называют тренинговой программой осознания в большой группе (программа LGAT).

Первый семинар ЭСТа был проведен в октябре 1971 года в Джек Тар Отеле в Сан-Франциско с почти 1000 участниками в аудитории. Подсчитано, что около 700 000 человек прошли тренинг, прежде чем семинар был прекращен в 1991 году, когда Эрхард прекратил работу и покинул страну [Шарлота Фольтермайер]. Он продал "технологию" ЭСТа нескольким последователям, которые организовали "Ориентировочный Форум" (Landmark Forum). Брат Эрхарда, Гарри Розенберг, возглавляет "Ориентировочную образовательную корпорацию" (Landmark Education Corp. (LEC)), которая делает приблизительно 50 миллионов долларов в год в бизнесе и привлекла около 300 000 участников. Корпорация LEC расквартирована в Сан-Франциско, как было и с ЭСТом, и имеет 42 офиса в 11 странах. По-видимому, однако, Эрхард не включен в деятельность этой корпорации.

Эрхард и ЭСТ были известны за обучение людей получать "Это", понятие, взятое у автора, учителя и искусного коммуникатора Алана Уотса. Когда Эрхард прибыл в Бэй Эриа (Зона залива), Уотс преподавал свою версию дзена маленьким группкам в своем плавучем доме в Саусолито. Эрхард, как и Уотс, будет затем учить людей "получать это". Уотс, однако, большую часть преподавания вел по книгам. Его семинары были немногочисленны. Эрхард не стал обучать по книгам, но делал это в большом зале отеля для сотен людей одновременно.

(Писать о программе, которая более не существует и которую прошли сотни тысяч людей, по меньшей мере говоря, опасно. Ясно, что переживания тех, кто прошел программу, значительно расходятся. Что бы я ни сказал, что созвучно с мыслями одной группы участников, будет представляться ошибочным для другой группы. Что следует сделать, так это попытку отобразить истоки и опыт ЭСТа, но читателю следует понимать, что все, что бы я ни сказал, будет неудовлетворительным, а может даже неправильным, для некоторых участников).

ЭСТ перенял, частично, основной подход дзена, который зачастую был оскорбительным, позорящим, унижающим и авторитарным. (Одна из моих любимых историй дзена о мастере, который задает своему ученику серию вопросов. Не зависимо от того, что отвечает ученик, мастер бьет его палкой. Даже противоречащие друг другу ответы встречаются ударом.) Несмотря на то, что многие участники не воспринимали тренинг как чрезвычайно оскорбительный, некоторые не привыкли к требуемой от них дисциплине. Некоторые заявили, что единственным типично оскорбительным методом было требование чрезвычайного контроля мочевого пузыря на тренинге. Участников уведомляли не покидать помещения, даже для того, чтобы сходить в туалет, во время тренинга. Согласно одному из участников ЭСТа, однако, "перерывы для уборной были распределены по плану на регулярные и разумные интервалы… В задней части комнаты были зарезервированы два или три ряда для тех, кому требовались более частые перерывы для уборной (и я думаю, для того, чтобы получить на это право, требовались либо некоторые определенные документы, либо личная настойчивость.) Никого когда-либо физически не принуждали оставаться в помещении в любое время" (личная переписка). (Этот аспект ЭСТа был шутливо высмеян в фильме "Полу-выдержка" (1978) с Бертом Рейнольдсом и Крис Кристофферсон.) В любом случае, следует ожидать некоторого рода дисциплины и требуемого порядка на такого рода тренинге. Хождение людей туда-сюда, когда они этого пожелают, отвлекает и неблагоприятно для сосредоточения, необходимого для такой программы.

Эрхард и саентология

В конце 60-х годов Эрхард изучал саентологию, и Рон Хаббард оказал значительное влияние на него. Саентологи до сегодняшнего дня обвиняют Эрхарда в краже своих основных идей для ЭСТа у Хаббарда. Мы доподлинно знаем, что, когда Эрхард основывал ЭСТ, он обдумывал сделать его церковью, как сделал Хаббард с дианетикой и церковью саентологии. Но Эрхард решил зарегистрироваться как образовательная компания для получения прибыли на оживленном рынке.

Эрхард и его сторонники обвиняют саентологию в причастности к разнообразным попыткам дискредитировать Эрхарда, включая преследование налоговым управлением и обвинениями в кровосмешении его детей. Эрхард выиграл судебный процесс против налогового управления, а обвинения в инцесте могли базироваться на ложных воспоминаниях, вызываемых при лечении. Эрхард даже заявил, что саентологи наняли киллера, чтобы убить его, однако наиболее логичное объяснение его продолжающегося пребывания в живых, вероятно, состоит в том, никто в действительности не пытался его убить.

ЭСТ – не дианетика

ЭСТ имеет небольшое сходство с дианетикой или саентологией, однако, ЭСТ является смесью из философских кусков и частей, выбранных из систем экзистенциальной философии, мотивационной психологии, психокибернетики Максвелла Мольца, дзен-буддизма, Алана Уотса, Фрейда, Абрахама Маслоу, Рона Хаббарда, индуизма, Дейла Карнеги, Нормана Винсента Пила, П.Т.Барнума и другого, что, как подсказала интуиция Вернера, будет работать на расцветающем рынке Человеческих Возможностей. Что обещал Эрхард тем, кто стал бы выплачивать тысячи долларов за его программы? Он обещал "очистить их умы" и поднять их на новый уровень сознания. В двух словах, он сделает их особенными. Он сперва скажет им, что их проблема была в том, что их сознание нуждалось в "перемонтировке" и его программа сделает это. Как только они правильно установят свое сознание, жизнь станет здоровой или, по крайней мере, другой. Они будут сильными, уверенными, удачливыми, потому что они будут независимыми и способными адекватно реагировать. Они научатся видеть вещи радикально иными способами. Ничто не изменится и тем не менее все изменится. (Подобное же обещание делал Уотс для учеников дзена.) Ничто не сможет стоять на их пути и лишать их всех тех возможностей в жизни, которые они до этого отвергали из-за плохого программирования или сборки своего ума. С помощью ЭСТа они смогут освободиться и заново родиться! Все проблемы и ограничения находятся в уме. Только перемонтируйте ум, то есть, деконструируйте личность, изгоните всю негативность, прекратите обвинять других, и научитесь принимать вещи.

Самообучение Эрхарда

Откуда Эрхард получил свой тренинг? По большей части, он самоучка. Его обучение было нецеленаправленным и случайным. В 1960 году он был Джоном Розенбергом, 25-летним женатым человеком с детьми. Вероятно, неудовлетворенный своей жизнью, за исключением тренинга осознания в большой группе, доступного ему, он сделал то, что всегда делали многие несчастные люди: он бросил свою семью. Он покинул Филадельфию и отправился в Сент-Луис, сменил свое имя и продавал автомобили. Некоторые могли найти это интересным, что обращенный в христианство еврей (его родители крестили его в епископской церкви) станет отождествлять себя с немецким именем. Большее значение для его преобразования, однако, сыграли книги, которые он читал и под влиянием которых находился. Уильям Уорен Бартли (Вернер Эрхард: Трансформация человека) рассказывает нам, что Эрхард был "чрезвычайно неудовлетворен конкурентным и бессмысленным существующим положением" и был глубоко тронут книгой Наполеона Хилла "Думай и богатей".

Три основных принципа Хилла:

 

- Каждое достижение начинается с идеи;

- Планы требуют своего осуществления;

- И то, что ты думаешь, это то, что ты делаешь. Думая позитивно, ты будешь делать позитивные дела.

Хилл также рекомендовал зрительно представлять цели и выбирать умственно схожих друзей. Хилл дает хороший совет, но он очень неясен и не очень методичен. Он немного предлагает людям, которые не раскрыли тайну того, что является или должно быть их целями. Некоторые его идеи могут быть пагубными, если будут применены не должным образом. Например, некоторых людей научили, что они всегда должны говорить позитивно, даже если это предполагает ложь. Даже если вы не сделали продаж за два года, вы должны прикрыться позитивным фасадом и говорить каждому, что дела не могли быть лучше. Даже если вы ничего не знаете о продукте, который вы продаете, вы должны невероятно восхвалять его. Даже если вы переживаете один провал за другим, вы должны лгать самому себе и говорить, что дела идут успешно. Вы никогда не должны винить товар за то, что он не продается. Вы должны пробовать усерднее, больше верить, быть более позитивными. Возможно, вы нуждаетесь в прохождении повышающих курсов, чтобы помочь вам иметь успех. К тому времени, как вы проснетесь, вы будете банкротом, и тех, кто подбадривал вас (ваших "опекунов"), уже нигде не найти.

Другое значительное влияние на Эрхарда оказала психокибернетика Максвелла Мольца. Как молодой человек, Эрхард, по-видимому, имел множество негативных представлений о самом себе и был глубоко тронут Мольцем, который подчеркивал, среди прочих вещей, самогипноз. Эрхард ввел в работу свои новые идеи и новую собственную личность как путешествующий продавец для заочной школы. Его интерес к гипнозу был стимулирован Мольцем, но средоточие Эрхарда будет направлено на "программирование" и "перепрограммирование". Идея не лишена достоинства, хотя язык излишне громоздкий. Основная идея, которую он взялся поддержать состоит в том, что плохие привычки запрограммированы в нас: мы "загипнотизированы" при нормальном самосознании и вот здесь появляются наши проблемы. Бессознательно мы развили подрывающие здоровье привычки и верования. Главное состоит в том, чтобы избавиться от них, заменив их позитивными и жизнеутверждающими верованиями и привычками. С другой стороны, однако, язык очень неясен, возможно слишком неясен для того, чтобы давать какую-либо многозначительную научную оценку им.

Ко времени, когда Эрхард прибыл в Сан-Франциско, у него была работа продавца и управляющего торговцами компании "Great Books" и журнала "Parent's magazine". Он стал частью движения по самопомощи после найма Роберта Хардгроува, который познакомил Эрхарда с работами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Маслоу и Роджерс были единственные в своем роде в психологии в то время, поскольку они придавали особое значение не нарушенной или больной личности, а здоровому, счастливому, удовлетворенному, достигающему совершенства человеку. Движение развития человеческих возможностей только что началось и Эрхард будет в самом его начале.