Psyberia.ru -- Версия для печати.
Оригинал текста находится тут: http://psyberia.ru/work/yalom

ЭСТ и ответственность

Автор: Ирвин Д. Ялом [из книги "Экзистенциальная психотерапия"]
Перевод: Иван Зубакин

Массовое продвижение на рынке принятия ответственности нигде так неочевидно, как в ЭСТе – наиболее разрекламированном и коммерчески успешном семинаре по развитию 70-х годов. Обязанный этому успеху и его отношению к понятию ответственности, ЭСТ гарантирует чрезвычайно замкнутое испытание.

Отлично скомплектованный, массово-изготавливаемый, чрезвычайно прибыльный, крупногрупповой подход к личностным изменениям, основанный Вернером Эрхардом, ЭСТ быстро вырос за несколько лет от деятельности одного человека до крупной организации. К 1978 году он насчитывал свыше 170 000 выпускников, а в 1978 он собрал свыше девяти миллионов долларов с оплачиваемым персоналом из 300 человек и неоплачиваемым штатом волонтеров из 7000 человек; и он включал в свои совещательные советы выдающихся деловых предпринимателей, юристов, президентов университетов, бывшего главу университета калифорнийской медицинской школы, известных психиатров, правительственных руководителей и популярных эстрадных артистов.

Размер ЭСТа образован большой группой индивидов (приблизительно 250), которые проводят два уик-энда, слушая тренера, который инструктирует их, взаимодействует с ними, оскорбляет, шокирует и проводит их через некоторое число структурированных упражнений. Несмотря на то, что пакет ЭСТа представляет собой смесь техник, заимствованных из таких технологий личностного роста как саентология, умственная динамика, группы встреч, гештальттерапия и Дзен медитация, его основным упором является принятие ответственности, высказывания участников и ведущих ЭСТа делают это кристально ясным:

 

Ведущий объяснял: "Мы все непохожи друг на друга, потому что каждый из нас делает различные выборы. Неспособность делать выбор держит нас увязшими в наших жизнях. Когда ты делаешь выбор, твоя жизнь движется вперед. Выбор обычно сводится к простым "да" или "нет". "Я не знаю" также является выбором – выбором уйти от ответственности".

Одна участница описывает свои воспоминания семинара следующим образом:

 

"Когда ты ответственна", – прогрохотал Стюарт [тренер], – "ты обнаруживаешь, что ты не случайно оказалась лежащей на рельсах, когда проезжал поезд. Ты – жопа, которая положила себя туда".

Тема ответственности пропитывает каждый аспект тренинга. В сущности, если бы я обобщила в нескольких словах, что я получила из тренинговой информации, это было бы то, что каждый из нас является причиной своего собственного опыта и ответственен за все, что случается в его жизни".

Тема взятия ответственности является подробно разработанной частью катехизиса ЭСТа. В следующем диалоге ЭСТ-тренер убеждает, и убеждает эффективно, что человек ответственен за то, что был ограблен:

 

"Каждый из вас является единственным источником вашего собственного опыта, и поэтому вы ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВСЕ, ЧТО ПЕРЕЖИВАЕТЕ. Когда вы ухватите это, вы избавитесь от девяноста процентов ерунды, которая управляет вашими жизнями. Правда, Хэнк?"

"Посмотри", – говорит дородный Хэнк, выглядящий слегка раздраженно, – "Я понял, что я ответственен за все, что я делаю. Я осознаю это. Но, когда меня ограбили, у меня нет другого пути, как принять ответственность за ограбление".

"Кто является источником твоих ощущений, Хэнк?"

"В данном случае это был бы грабитель".

"Грабитель завладел бы твоим умом?"

"Моим умом и моим бумажником!"

(Смех)

"Ты берешь ответственность за то, что встал с постели сегодня утром?"

"Конечно"

"За то, что оказался на этой улице?"

"Да"

"Что видишь человека с пистолетом в руке?"

"Что вижу его?"

"Да, видишь грабителя".

"Взять ответственность за то, что вижу его?"

"Да"

"Хорошо", – говорит Хэнк. – "Я непременно бы его увидел".

"Если бы в этот момент у тебя не было бы глаз, ушей, носа или кожной чувствительности, ты бы не почувствовал этого грабителя, не так ли?"

"Ладно, я понял это".

"Что ты ответственен за то, что оказался на улице в этот час с деньгами, которые могли бы быть похищены?"

"Хорошо, я понял и это".

"Что ты выбрал не рисковать своей жизнью, сопротивляясь этому мужчине, и выбрал отказаться от своего бумажника?"

"Когда парень говорит "давай мне свои деньги" с пистолетом в руке, выбора нет".

"Ты выбрал быть в этом месте в это время?"

"Да, но я не выбирал, чтобы этот парень неожиданно появился".

"Ты его видел, не так ли?"

"Несомненно".

"Ты взял ответственность за то, что видишь его, так?"

"Что вижу его, да".

"Тогда пойми и это: ВСЕ, ЧТО ТЫ ОЩУЩАЕШЬ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ НЕ ОЩУТИШЬ".

"КАЖДОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИВОГО СУЩЕСТВА СОЗДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЭТИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ЭТОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ. ПРОСНИСЬ, ХЭНК!

Большинство выпускников ЭСТа, когда обсуждают свои приобретения, придают особое значение, помимо прочего, принятию ответственности. Один выпускник ЭСТа утверждал, что люди осознали, что они сами создали свои собственные боли в спине, мигрени, астмы, язвы и другие заболевания... Болезни не случаются с нами. Было удивительно наблюдать, как один за другим люди поднимались и признавались, что они одни были ответственны за свои физические заболевания. И единожды эти люди честно посмотрели в лицо переживаниям своей жизни, как их заболевания исчезли.

В следующем диалоге ЭСТ-тренер идет еще дальше и утверждает, что мужчина ответственен за то, что у его жены рак:

 

"Как, черт возьми, я могу быть ответственен за то, что у моей жены рак?"

"Ты ответственен за создание ощущения проявляющегося поведения твоей жены, которое ты предпочел называть, в согласии с другими, болезнью, называемой раком".

"Но я не был причиной рака".

"Посмотри, Фред, я понимаю, что то, что я говорю, тебе сложно втиснуть в свою систему верований. Ты старательно поработал на протяжении сорока лет, чтобы создать свою систему убеждений, и хотя я понял, что прямо сейчас ты настолько восприимчив, насколько ты можешь, в течение сорока лет ты верил, что вещи происходят вне тебя и что ты, пассивный, невинный наблюдатель, постоянно ЗАДАВЛИВАЕМЫЙ автомобилями, автобусами, крахами бирж, невротичными друзьями и раком. Я это понял. Каждый присутствующий в этой комнате живет с такой же системой убеждений. Я – НЕВИНЕН; ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ – ВИНОВАТА.

"НО ЭТА СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ НЕ РАБОТАЕТ! ЭТО ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА, ПОЧЕМУ ТВОЯ ЖИЗНЬ НЕ РАБОТАЕТ. Реальность – это твой опыт, и ты являешься единственным создателем своих переживаний".

"Вы являетесь единственными творцами своих переживаний". Это утверждение поразительно похоже на многие утверждения Сартра [1] о свободе и ответственности. Сущность ЭСТа – "это" или "получение этого" – принятие ответственности. Может показаться, что ЭСТ работает с некоторыми важными, но неясными понятиями и перефразирует их на захватывающий язык – этакий общедоступный, калифорнийский, "попсовый" Сартр. Если это искусное применение философских размышлений работает, тогда профессиональные терапевты могут многое что изучать из методологии ЭСТа.

Но работает ли это? К сожалению, у нас нет определенных ответов на этот вопрос. Ни одного исследования по проверке результатов ЭСТа не проводилось; и хотя благодарственных отзывов выпускников ЭСТа существует несметное множество, их нельзя рассматривать как показатель эффективности. Подобный восторженный хор благодарностей окружает каждую новую технологию личностного роста от Т-групп, групп встреч и марафонов до осознания тела по системе Эсалина, психодрамы, ролфинга [2], трансактного анализа, гештальта, церкви "Весна Жизни" и школы "Синанон" [3]. Однако, естественная история многих этих направлений (которая, скорее всего, будет также и историей ЭСТа) включает в себя период радостной пульсации, затем постепенного угасания и завершающая смена следующей технологией. В самом деле, многие участники каждого из этих подходов посещали ранее настоятеля церкви и были преданны какому-нибудь другому подходу. Что стоит за этим? Не вызывает ли это сомнения о том, имеет ли подход истинный, значимый, устойчивый результат?

Дополнительные исследования показали, что чрезвычайно высокий процент выпускников ЭСТа оценивают свои переживания как весьма позитивные и конструктивные. Однако, необходимо быть осторожным при оценочном исследовании, чей план не включает в себя соответствующий требованиям контроль; в большей степени эмпирическое исследование наводит на мысль, что нет оценки результата более чувствительной к ошибке, чем простое послесловие, которое, по существу, является компиляцией отзывов. Для примера, только один аспект плана исследования принимает во внимание проблему личного выбора. Кто делает выбор идти на ЭСТ? Возможно ли это, чтобы те, кто выбрал посетить семинар, расстаться с огромной суммой денег, смириться с изнурительными выходными, собирались измениться (или заявить, что они изменятся), не обращая внимания на содержание курса?

Ответ, несомненно, да! Исследование плацебо-реакций, установок ожидания относительно темы и психологических установок добровольцев решительно показывает, что результат для индивида сильно зависит от факторов, которые существуют до семинара. Эта тенденция, конечно же, делает исследование очень затруднительным: общий план вербовки добровольцев для процедуры личностного роста (такой как группа встреч) и сравнения их результатов с результатами сходных числом недобровольных контрольных субъектов, сильно некорректен. На самом деле, группа роста или семинар, состоящий из убежденных индивидов, кто вверил себя переживаниям, кто жаждет личного роста и у кто высокие ожидания (созданные отчасти эффективным предгрупповым "втиранием"), будут всегда считаться успешными огромным большинством участников. Отрицание пользы семинара породило бы значительный когнитивный диссонанс. После групповое "вознесение", горячие благодарственные отзывы являются повсеместными. Только чрезвычайно никудышный ведущий мог потерпеть неудачу в таких условиях.

Если бы не было достоверного результата, на что бы мы могли полагаться? Я полагаю, что если мы исследуем душевные данные, доступные на ЭСТе, мы откроем серьезное и тревожащее противоречие. Несмотря на то, что открыто признается цель принятия ответственности, ЭСТ в то же самое время чрезвычайно тягостно устроен. На уик-эндах ЭСТа существуют многочисленные с трудом навязываемые базовые правила: ни какого алкоголя, наркотиков, транквилизаторов или часов. Никому не разрешается ходить в уборную, за исключением предусмотренных перерывов в четыре часа дня. Ярлыки с именами должны носиться постоянно. Передвигать стулья нельзя. Основной акцент делается на пунктуальности; опоздавших наказывают, не разрешая им войти, или публичным унижением. Участникам не разрешается есть, кроме как во время сильно отдаленных друг от друга по времени обеденных перерывов, и требуют сдать пирожки, спрятанные в их карманах.

Многие выпускники ЭСТа вызываются добровольцами для того, чтобы быть неоплачиваемыми помощниками, и, судя по их описаниям своих переживаний, чрезвычайно воодушевлены отказом от своей независимости и наслаждением мощными лучами власти. Вдумайтесь в эти комментарии, сделанные добровольцем ЭСТа, клиническим психологом:

 

Моим следующим заданием было расставить по порядку таблички с именами. Их должно было быть по десять в вертикальном ряду, не касающиеся друг друга, лежащие идеально параллельными столбиками. Теперь я начал осознавать дотошное внимание ЭСТа к мелочам. Указания для каждой работы были точными, продуманными с четкостью, которую ожидали бы от идеального обучающего руководства. От меня ожидалось выполнение задания с той же точностью.

От ярлыков с именами я перешел к скатертям... Каждая скатерть должна была быть прикреплена квадратным уголком и почти, но не полностью, касаться пола... Я поднял глаза, чтобы посмотреть на человека, контролирующего помощников, стоящего неподалеку от меня. "Она касается пола", – ...

Я перестелил скатерть с предельным вниманием. Мои прямые углы были совершенны, и скатерть свисала на строго надлежащую длину. Я выполнил работу, что на языке ЭСТа означало, что я закончил ее, ничего не упуская из переживаний".

"Безупречные параллельные столбики". "Дотошное внимание к деталям". "Четкость, которую ожидают от обучающего руководства". Скатерти, повешенные на "строго надлежащую длину". Где среди этой страсти к подчинению и структуре хоть кто-то, ищущий свободу и ответственность? Я был еще более обеспокоен, когда на семинаре я обратил внимание на личный состав помощников ЭСТа, все из них были выдрессированы наподобие Вернера Эрхарда (синий пиджак, белая рубашка с распахнутым воротом, серые брюки) и острижены также как Вернер Эрхард. И, как Вернер Эрхард, начинали свои фразы с "и" и говорили об ЭСТе успокаивающим, почти набожным тоном. Рассмотрим другие отчеты добровольцев (которые я вытащил без особого отбора из книг по ЭСТу, одобренных Вернером Эрхардом и посланных мне ЭСТом, чтобы проинформировать меня об организации):

 

Молодая женщина, которая добровольно вызвалась убирать городской дом в Сан-Франциско, где был офис Вернера, рассказала мне, что она была детально проинструктирована о том, как выполнять эту работу. "Я должна была протирать под каждым предметом, как например, найденным на кофейном столике, и затем поместить его строго туда, где я его обнаружила ни на дюйм в сторону".

Человек, которому было поручено убирать туалеты в главном офисе, рассказал, что существовал один и только один способ ЭСТа сделать работу. Он поделился, что он был поражен открытию, как много мышления и усилия может уходить на уборку туалетов способом ЭСТа: то есть, полностью".

Мы были проинструктированы улыбаться в роли "приветствующего", [в остальное время] мы должны были сохранять чопорное выражение лица. Когда я высказал это своему супервизору, он просто сказал: "Цель помощи в оказании помощи. Делай то, что ты делаешь сейчас. Шути, когда надо шутить".

Практикующая психолог описывает свою работу волонтером:

 

Кульминация уик-энда наступала, когда человек, ответственный за логистику, сказал мне после того, как я начертила схему наикратчайшего и наиболее целесообразного маршрута до уборной: "Спасибо, Аделаида. Ты сделала прекрасную работу в написании этих инструкций". Здорово! Я была счастлива в течение нескольких часов".

Делание вещей "правильным" образом. Уборка туалетов способом ЭСТа. Перемещение предметов на кофейном столике точно – ни на полдюйма в сторону. Шутки в строго отведенное для этого время. "Быть часами радостной" после того, как тебе сделали комплимент за составление наиболее рационального маршрута до уборной. Эти высказывания показывают очевидное удовлетворение от потери собственной свободы, от наслаждения отказа от независимости и надевания шор вьючного животного.

Многие высказывания выпускников ЭСТа показывают не чувство личной власти, а посвящение себя более высокому существованию. Рассудительность и принятие решений уступаются; ничто более не важно, чем быть одобренным божественным провидением. Один ЭСТ-доброволец искусно заявил:

 

"Вернер может стать очень крикливым, когда работа не завершена. Я дрожу, но я знаю, что он любит меня. Это звучит действительно бредово? Это способ каков он есть, и поэтому ты выполняешь свою работу тем способом, которым желает Вернер".

Эрхард стал фигурой большей, чем жизнь, его недостатки "исправлены", его дефекты обращены в достоинства, его дарования превращены в сверхчеловеческие качества. Клинический психолог делится своими впечатлениями первого влияния Вернера Эрхарда на нее:

 

Тогда я еще не встречала Вернера. Подруга сказала мне, что "он заставит почувствовать тебя, будто ты – весь мир, как будто ничего больше не существует". Освещение потускнело прямо в 8:00 и появился Вернер ... выглядя много моложе своих сорока лет, его кожа и глаза невероятно ясные, одетый в безупречно сшитую бежевую куртку, белую рубашку с расстегнутым воротом и черные брюки. Аудитория встала и аплодировала. Вернер пришел, чтобы быть с ними.

Аудитория уселась и напряженно сконцентрировалась на этом магнетическом и привлекательном (но не совсем красивом) человеке с телом теннисиста и глазами пророка".

"Невероятно ясные глаза". "Глаза пророка". "Вернер пришел, чтобы быть с ними!" Это были такие утверждения – утверждения, которые сигнализируют окончание индивидуального решения и свободы – которые побудили другого выпускника ЭСТа, также клинического психолога написать: "Чем больше я представляю себе шагающий гуськом коллектив в середине организации ЭСТа, тем больше добродетели я нахожу в анархии". Таким образом, основная критика, которая может вестись против ЭСТа – не то, что он упрощенческий (в этом может быть его достоинство), не то, что он является массовым производством (каждой великой системе мышления требуется популяризатор) – а то, что он по существу противоречивый. Авторитаризм не воспитает личной независимости, но, напротив, всегда подавляет свободу. Это обман, заявлять, как по-видимому делает ЭСТ, что личная ответственность как результат может появиться из процедуры авторитаризма. Какой, в конце концов, результат и какова процедура? Желание сбежать от свободы, как научил нас Фромм, глубоко укоренено. Мы пойдем на все, чтобы избежать ответственности и принять авторитет даже в том случае, если необходимо, если это потребует от нас попытаться принять ответственность. Возможно ли, чтобы авторитарная процедура стала товаром? Возможно, это было от приступа боли – мы никогда не узнаем!


Примечания переводчика:

1 – Сартр, Жан-Поль (1905-1980) французский философ, писатель, один из главных представителей французской феноменологии, основатель французского экзистенциализма. Одной из ключевых тем многих работ Сартра была тема безусловной свободы и ответственности индивида.

2 – ролфинг (Rolfing) – разновидность мануальной терапии, разработанной американским ученым-биохимиком Идой Рольф (1896-1979), представляющая собой структурно-интегрированный подход к восприятию тела. Согласно этому подходу тело рассаматривается не как механизм, состоящий из отдельных частей, а как интегрированная целостность, испытывающая воздействия внешней среды и адаптирующаяся к ним.

3 – церковь "Весна Жизни" и школа "Синанон" – получившие широкую популярность на западе в 70-е годы религиозные течения, призванные изменить жизнь их приверженцам.