Укрощение строптивого
Поэтическое вступление
Тот, кто что-то продаёт
Сапоги, торты и мёд,
Батарейки, мех и ружья,
На жаре или на стуже,
Стоя в зале или в луже,
Непременно обнаружит,
Что попал он в переплёт.
И клиент его утюжит,
Широко разинув рот.
Мол, соврал, товар не тот,
Сделал все наоборот,
Или плохо услужил,
Или вес недоложил,
Удружил, так удружил!
Натянув побольше жил,
Покупатель ваш орёт -
Что на всех он тут "ложил",
И что свое – он заберёт.
Покупатель кажет нрав,
Потому что – всегда прав.
Не одёрнешь, не обяжешь,
"Сам козёл", – ему не скажешь,
Фактом – не обескуражишь,
И заткнуться не прикажешь.
Он ваш барин, он ваш граф.
Ему в жизни не докажешь,
Что он может быть не прав.
В зале люди, в зале тесно,
Слушать это им нелестно.
Так что – Стоп! Алло, гараж!
Недовольственный кураж –
Пищу слухов, повод краж,
Брать пора на абордаж.
Ибо сей понос словесный,
Очень вреден для продаж.
Дайте жалобную книгу!
В славное застойное время была в любом магазине такая дивная штука, как "Жалобная книга". И сейчас она сохранилась в некоторых магазинах, правда, вспоминают о ней очень редко, или не вспоминают вовсе. А жаль! Я не знаю, кто её придумал, но этому человеку следует выдать Нобелевскую премию, – потому как в адрес сердитых покупателей прием работает на пять с плюсом. Почему?
Все исключительно просто: человеку предлагается описать свое недовольство. Не кричать, не топать ногами, не вовлекать в процесс ругани третьих лиц (других посетителей), а писать ручкой на бумаге все то, что он думает и чувствует.
Попробуйте поскандалить, когда вы что-то пишете. Я не уверен, что у вас это получится. От силы – можно бубнить себе под нос. Руками уже не помашешь, ногами не потопаешь, силу своего голоса не испытаешь. Жалобная книга – как тампакс или прокладка для критических дней, – она впитает в себя все, и незаметным для всех остальным образом (уж извиняюсь за такое сравнение).
Но с уходом из нашей жизни единой государственной системы обслуживания потребителя уже не соблазнишь (и тем более, не обяжешь) чего-то писать в какую-то книгу. Но кто при этом говорит, что это должна быть именно жалобная книга?
Это может быть стандартный бланк заявки на возврат товара, на претензию, на санкцию в адрес обслуживания (можно, например, предложить посетителю заполнить бланк недовольства в адрес продавца, чьим обслуживанием он недоволен). Не важно, что именно пишет покупатель. Важны лишь две вещи: что для него это имеет какой-то смысл, и что при этом он будет мусолить бумагу, а не уши других покупателей.
Торможение телодвижения
Прежде чем мы будем описывать следующий прием, давайте в нескольких словах сформулируем саму суть агрессивного поведения, как функционального механизма. Агрессия всегда подразумевает атаку, нападение на враждебный объект, – и в первую очередь это проявляется в телесных реакциях. У человека появляется огромное количество мышечной энергии, которая нужна ему для нападения, а тот факт, что человек не кидается реально на враждебный объект (а лишь матерится и топает ногами) – усугубляет его положение. Если бы он действительно стал драться, то энергии хватило бы на пару минут. Но так как он этого не делает, агрессивный настрой (как следствие гормональной атаки и мышечной энергетики) может длиться очень долго.
Это, наверное, похоже на поведение в невесомости: вы прилагаете небольшое усилие, а вас отбрасывает на десятки метров. Особенно трудно тем, кто не умеет гасить свою спонтанно возникшую агрессию – они уже почти себе не подчиняются, а их поведение развивается по инерции, до полного истощения агрессивной энергетики.
Человек мечется и кричит, топает ногами и жестикулирует, стучит кулаком, швыряет вещи. Это поведение всецело иррационально, и человек почти его не контролирует. Он бы хотел, но он не может. Зато мы знаем, как ему помочь.
Работать в этом случае нужно не столько с сознанием (и здравым смыслом), сколько с его телом, – как источником агрессивного напряжения. Все очень просто: чем неудобнее для агрессивной энергетики будет положение тела покупателя, – тем быстрее начнется процесс торможения агрессии.
Пиковое положение агрессии – это поза на ногах с полной свободой хождения (и жестикуляции). И чем больше окружающее пространство, тем ярче может проявиться агрессивность. В этом случае наш покупатель буквально на месте устоять не способен, – он мечется и машет руками. Антитеза агрессивной позе (на всякий случай, знать будете) – поза утробная, когда человек лежит, свернувшись калачиком.
Разумеется, что не в наших силах уложить клиента на кушетку, да еще и в такой интимной позе. Но этого и не нужно. Вполне достаточно усадить его на стул, то есть пресечь все его моторно-двигательные подкрепления агрессивности. Это не значит, что он полностью успокоится, но значит, что его агрессивность пойдет на убыль. Посадить клиента за стол, – значит, устранить до 80% (плюс-минус) его иррациональной агрессивной энергетики.
Мы с Тамарой ходим парой
Наблюдая за агрессивными выходками покупателей, я обратил внимание, что существуют две различные модели атаки. Первая из них – агрессия постфактум: клиент что-то купил, а потом возвращается в магазин и обрушивает весь свой гнев на первого встречного. В этом случае для него не имеет значения, на кого именно орать – кто первый под руку попал, тот и не прав.
Вторая модель: клиент остался недоволен текущей ситуацией обслуживания. И тогда "под раздачу" попадает тот, кто обслуживает покупателя. Недовольство отождествлено с той или иной персоной (а по какому это праву вы так грубо со мной разговариваете? – и пошло-поехало).
Однако, несмотря на эту разницу ситуаций, иррационально для агрессора она одинакова: и в том, и в другом случае есть воплощение зла, на которое он срывается. Потребитель, указывая на объект зла (как Буш указывал на Ирак), ставит себя в зависимое положение, то есть будет готов признать, что все остальные не столь плохи, как этот, на которого он орёт.
Мне бы вот Ирак "натянуть", – а ко всем остальным у меня претензий нету. И рационально – это полная чушь, но агрессия – штука очень иррациональная, а, значит, и мышление в эти моменты иррационально.
Парадокс: магазин, торговая точка, – заинтересованы в том, чтобы покупатель думал, что именно этот продавец и есть самая главная сволочь. И не дай боженьки другому продавцу за него заступиться! Упаси вас Бог! Ни в коем случае! Можно промолчать, но никаких при этом "заступательств", иначе агрессия мгновенно распространится на всех остальных.
В первом случае выход из ситуации такой: продавец, на которого покупатель накинулся с гневными воплями, дает ему самую чуток "закрепить" теорию о том, кто тут самая главная сволочь, – и адресует его другому менеджеру. При этом другой менеджер – это обязательно якобы "старший менеджер". Не имеет значения, кто на самом деле старший менеджер: старший – это всегда тот, кто вмешается в конфликт. Даже если орут на старшего менеджера, то он должен сделать вид, что другой менеджер и есть старший. Оригинально, не правда ли?!
Тем самым наш продавец, попавший под раздачу, как бы говорит: "ну да, я тут маленький, – так что ты на меня можешь орать, у тебя есть такое право. К тому же я вряд ли решу твою проблему, а вот старший в зале – сможет ее решить".
То есть, в агрессивной коммуникации выстраивается ранговый принцип: и если нижестоящее лицо подлежит выволочке, то вышестоящее – является тем, с кем уже нужно не столько ругаться, сколько договариваться. Простой передачей недовольного покупателя – от одного менеджера к другому – можно серьезно охладить его пыл. Если орут на Васю, то он рекомендует обратиться к Пете. Если орут на Петю, то он советует обратиться к Васе, "он главный". Конечно, это требует согласованности и сплоченности, но оно того стоит.
Во втором случае у нас происходит примерно то же самое: менеджер, которому сделали втык, – не спорит, не огрызается, а немедленно уходит в тень, а к обслуживанию клиента тут же подключается второе лицо (простите его за неловкость, он у нас новенький, – чем я могу вам помочь?!). Если клиент все еще злится, то с ним нужно соглашаться и повторять его слова с упором на то, что сейчас он получит все именно так, как он хочет (да, я готова вас обслужить именно так, как вам этого хочется). После этого злость клиента поубавится или даже исчезнет полностью.
Вот из-за таких плохих людей хорошие люди страдают
Иногда клиент амбициозен настолько, что одним переключением внимания его не угомонишь. Это же характерно и для случаев, когда покупатель истолковал поведение продавца как прицельное желание оскорбить. То есть не просто не уважил, а намеренно и специально не уважил.
В этом случае также можно использовать вышеизложенный принцип, то есть передачу клиента "вышестоящему" по рангу менеджеру (старший менеджер, директор зала). Но маленькая деталь, элегантный завершающий штрих: как только старший убедился в том, что во-о-он тот продавец – безобразник и кровопийца, то он отечески берет клиента под локоть, идет к "безобразнику" и начинает его распекать.
Дескать, вы, неуважаемый продавец Сидоров, позволили себе неподобающее хамство. Вы проявили подлое неуважение к этому замечательному человеку (естественно, в присутствии этого замечательного человека). МЫ (то есть, – я, старший менеджер, и этот замечательный человек, МЫ вместе так считаем) считаем, что подобное поведение непростительно. Бла-бла-бла.
Злодей (а он, естественно, знает, что распекают его понарошку, – и тщательно играет роль) смиреннейше молчит, мужественно перенося эту порку. Клиент – счастлив. Или, по крайней мере, от его агрессии не останется и следа.
Если вы смотрели фильм "Список Шиндлера", то вспомните, как надзиратель искал среди заключенных похитителя курицы. Помните этот эпизод?
Надзиратель застрелил одного из заключенных, после чего из строя вышел мальчик и сказал, что курицу украл именно тот, кто только что был застрелен. Так и в нашем случае: на кого клиент орет, тот и вор, тот и курицу украл.
"Око за око" или "подставь другую щеку"?
Огромное количество скандалов между продавцом и клиентом возникает на пустом месте.
– Девушка, ну чего вы там копаетесь, нельзя ли побыстрее?
– Ничего я не копаюсь!
– Как не копаетесь, когда я уже десять минут жду!?
– Мужчина, не мешайте мне работать!
– Что?! Это я мешаю работать? Вы на нее поглядите, на овцу! Она копается, а я ей, видите ли, мешаю работать!
Я уверен, что каждый из вас не раз наблюдал подобную сценку в магазинах. И это самый простой и надежный способ довести покупателя до психоза, – отправить его слова назад. Я называю это – эхо-агрессией. Сам по себе агрессивный импульс изначально очень слаб, но, перебросив его раз десять друг в друга, как шарик пинг-понга, можно вполне дойти до смертоубийства.
– Девушка, ну чего вы там копаетесь, нельзя ли побыстрее? (Раздраженно).
– Еще секундочку, и все будет готово. Потерпите. (Терпеливо).
– Что-то не очень вы стараетесь, как я погляжу. (Ворчливо, но уже без раздражения).
– Конечно, все идет не так быстро, как хотелось бы. Но уже почти все готово. (Спокойно).
Собственно и все. Агрессия растворилась, как ложка сахара в стакане кипятка. Мне кажется, вы заметили разительное отличие между первым и вторым диалогами: во втором покупателю не возражают. Отсутствие возражений – это один из наиболее эффективных приемов борьбы с агрессией.
Если развернутые ответы на возражения вам не даются, то можно отделаться короткими репликами. То есть, все время вставлять в раздраженный монолог клиента слова вроде – "да", "все верно", "безусловно", "конечно", "хорошо", "мы постараемся вам помочь", – и так далее, это уже по обстоятельствам и содержанию претензий клиента. Этого также может быть вполне достаточно для торможения агрессивных выходок клиента.
Команда или банда?
Нередко наблюдаешь вот такую картину: на претензию покупателя немедленно слетается весь коллектив, желая как можно быстрее "развести" ситуацию. Такое поведение недопустимо, ибо больше напоминает поведения уличной банды: кого-то стукнули по тыкве, и вот уже, с воплем – "Наших бьют!" – банда слетается на подмогу своему отоваренному собрату.
Вообразите, как при этом чувствует себя покупатель: попал, как кур в ощип. Агрессию-то вы его совместными усилиями погасите, но больше он к вам в магазин не зайдет. Вам это надо?
При любых разборках у клиента не должно возникать мысли, что вы тут все заодно. Механизм "гашения" агрессии должен быть заранее оговоренным и согласованным. Ну, например, если наш раздраженный клиент "адресуется" старшему менеджеру (а всего в зале работает десять менеджеров), то двое из них разводят конфликт, а остальных восьмерых это как будто и не касается. Они продолжают делать свое дело.
Ну и, конечно, универсальный прием для менеджера: поставьте себя на место покупателя и попробуйте понять, какое поведение продавца примирило бы вас, понравилось бы вам. Это очень и очень просто, ведь вы сами являетесь покупателем и ежедневно бываете в магазинах.
Что сгладит ваше недовольство? Какой тон заставит вас смягчиться и умерить свой пыл? И какие слова сделают вас более великодушным? Ибо, как говорил мудрый Дейл Карнеги: всегда поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами. И воздастся вам.
Вит Ценёв скачать статью распечатать