Psyberia.ru / Партизанская PRавда /

Субъективные заметки об автомобильной рекламе

Несколько лет назад я получил весьма интересный критерий относительного экономического благополучия в стране. Критерий этот весьма простой: в средствах массовой информации присутствует реклама импортных автомобилей. То есть если вы покупаете пару полноцветных журналов, в которых находите впечатляющую рекламу "Рено" или "Форд", то можно, как говорится, с уверенностью сказать: "В Багдаде все спокойно". Это не значит, разумеется, что мы застрахованы от дефолтов и увеличения таможенных пошлин. Нет, конечно. Но пока сытые буржуинские маркетологи и аналитики делают выводы, что в России можно тратить деньги на рекламу своих автомобилей и открывать салоны по всей стране – можно спать спокойнее. Потому как эти самые аналитики – народ весьма расчетливый, и деньги понапрасну тратить не будут.

Я очень люблю рекламу импортных автомобилей. И люблю я ее в силу одной простой причины – в абсолютном большинстве случаев она сделана очень добротно и профессионально. Разумеется, никто не говорит, что она безошибочна и всегда точно попадает в цель. Исключения и ошибки бывают везде. Однако в целом лаконичность слов, выверенность текста, гениальная точность образов и фраз потрясает воображение. И если вы хотите получить удовольствие от рекламы – ищите дорогую рекламу автомобилей. Получите эстетическое наслаждение и пройдете хорошую школу настоящего рекламного мастерства.

Реклама автомобилей – это тончайшая работа то ли психологов, то ли тех же аналитиков, то ли лингвистов, то ли социологов, а может быть и всех сразу. Фантастическая музыка текста разливается по глянцевому фото великолепного качества. Это именно музыка, это поэзия слова. Многие вот смотрят на красоту картинки, на сочность образа. Я же сегодня хотел бы обратить ваше внимание именно на слог, которым пишется новый автомобиль вашей мечты. Послушайте немного со мной за компанию эту прекрасную симфонию.

 

Новый Opel Vectra – это немецкое качество и надежность во всем! Он создан для тех, кто хочет получить максимум. Мощный двигатель и совершенная подвеска, точное рулевое управление и высокоэффективные тормоза гарантируют контроль над дорогой. Просторный салон, великолепное оснащение и комплексная система защиты водителя и пассажиров создают комфорт и безопасность. Новый Opel Vectra – это сочетание современных немецких технологий и элегантного дизайна. Новый Opel Vectra. Обгоняя мечту.

Это уже не реклама – это поэзия. Я перечитывал вновь и вновь эти строки – и не уставал восхищаться талантом и умением коллектива (или, быть может, одного человека), который создал этот текст. Посмотрите – каждое слово стоит на своем месте. Ни одного повторения, все слова уникальны. Никогда еще реклама не вызывала во мне столько безусловного доверия и уважения. Я просто не нашел в ней возможности усомниться, быть скептичным, остаться равнодушным. Она заворожила меня. Кланяюсь ее создателям. Настоящие мастера рекламного слова.

Маленькое отступление: сейчас больше принято ругать рекламу, чем хвалить. Какое-нибудь "Кликни деда мороза" или "Подключайся к самым, самым..." вызывает бурю отрицательных эмоций и гневных разоблачений. Безусловно, это весьма ценная обратная связь от потребителей рекламы. Но как иногда хочется просто найти человека, который сделал нечто и сказать ему спасибо. Простое человеческое спасибо. За то, что он сделал это. С любовью, с интересом, с энергетическим зарядом совершенства, которыми он пропитал каждый звук, каждый сантиметр, каждое слово или каждый кадр. Как нибудь я обязательно напишу заметку, где скажу спасибо неизвестным (или известным) мне людям, сделавшим рекламу, которой я восхищаюсь, горжусь, и готов всегда и везде приводить ее в пример. Пренепременно напишу. Страна должна знать в лицо своих героев, как говорится...

 

Изысканный и стремительный. Послушный и безопасный. Эти понятия часто звучат применительно к автомобилям, но до сих пор мало кому удавалось их так удачно сочетать! Форд Фокус, обладая по-настоящему спортивной динамикой, в то же время представляет комфорт и уровень безопасности представительского автомобиля. При этом изнутри он кажется больше, чем снаружи. Мы создали лучший в своем классе дизайн салона и оптимально использовали внутреннее пространство. Затем разработали кузов в стиле New Edge. Полученный нами результат способен превзойти самые смелые ожидания. И в этом весь Фокус.

Подражатели

Благодаря рекламе "Рено Сценик" мы все теперь хорошо знаем, – "что украшает настоящего мужчину?" Эта реклама, видимо, произвела столь сильное впечатление, что немедленно появились подражатели. И если существует золотой фонд рекламных идей – я первый отдам голос за эту блестящую находку! Она настолько гениально реализована, что ей простительно это самое RXi 2.0L 16V. Первое, что приходит на ум: "Ваше счастливое число – 16587432764388. Ищите его везде!" Однако, и это, я полагаю не случайно – так как совершенно невозможно запомнить это самое RXi 2.0L 16V. и глаз невольно падает на фотографию Сценика. Думаю, при всей директивности лозунга, рекламисты максимально позаботились о том, чтобы снизить эту самую директивность. Прикрутили, так сказать, воздушную подушку безопасности, приготовив читателя к столкновению с рекламой. Дьявольская двусмысленность: "Новый Сценик – автомобиль для мужчины, который ценит интеллект." Связка "труд превратил обезьяну в человека" на слуху, поэтому и – "...дело, женщина, RXi 2.0L 16V." – тоже не сфальшивили! А вот человека, который придал этой рекламе более экономичный характер, нужно гнать из рекламного агентства! Если вы видели эту рекламу, то, наверное, помните, что она печаталась на двух страницах. На первой была изображена обезьяна весьма сурового вида с риторическим вопросом: "Что украшает настоящего мужчину?..." Реклама СценикА когда вы перелистываете страницу – появляется ответ на вопрос. Причем, как я уже сказал, рекламисты стремились снизить эффект директивности и законного возмущения – а почему именно Сценик?! А не BMW, например?! Так вот, этот тип, который подрезал рекламу, превратил ее в повествовательную форму: "Настоящего мужчину украшают... дело, женщина и новый Сценик 16V". Опс! Видите, он еще и злополучные RXi 2.0L 16V. убрал на более удобочитаемые и запоминающиеся – идиот, прости господи. Но и это еще не все! Он еще додумался развернуть фотографию машины до наоборот: и если в оригинале машина была повернута к читателю левой дверью, то в ее жалком подобии – правой! Кстати, обратите на это внимание! Правильно расположенная машина демонстрирует читателю левый бок – об этом даже японцы заботятся и фотографируют машины правильно! Дети рисуют машины, повернутые влево! Левша, что ли? Гнать, гнать и гнать поганой метлой! Такую идею испортил... Обидно до слез!

В автомобильной рекламе мне также нравятся слоганы. "Созданный побеждать" (Mitsubishi). "Обгоняя мечту" (Opel Vectra). "Не отказывайте себе в роскоши" и "Volvo for life"(Volvo). "Гарантированная индивидуальность" и "Превосходство полного привода" (Audi). "Сделано для удовольствия. Сделано для вас" (Peugeot). "Железная воля и безукоризненная репутация" (Chevrolet Tahoe). "Сделано с любовью" (Fiat). "С удовольствием за рулем" (BMW L7). Впрочем, иногда рекламисты ленятся и тогда фразы получаются весьма заезженные, подержанные. "Всегда на шаг впереди" у Toyota Avensis, например. Встречаешь в одном журнале несколько таких вот ксерокопированных лозунгов – "Всегда на шаг впереди", "На шаг впереди", "На корпус впереди" – и как-то не впечатляешься всеми сразу, причем без разбора – чем они там торгуют, оргтехникой или автомобилями.

Немецкое качество – это очень выгодный образ и рекламисты Opel блестяще его использовали. А вот в рекламе Mazda пиарщики все перепутали и выдали вот такую фразу: "Россия становится звездой восходящей звезды – звезды по имени Mazda". Причем для убедительности они пририсовали огромный красный круг, – видимо, полагая, что должный эффект произведет двусмысленность выражения "страной восходящей звезды". Но получилось отвратительно: фактически нам говорят, что Россия становится Японией. Крайне сомнительное заявление.

Страна восходящего солнца?

Присмотритесь внимательнее к рекламе автомобилей. Надеюсь, что она принесет вам настоящее эстетическое удовольствие. И если вы научитесь создавать тексты, хотя бы вполовину столь же прекрасные, как прекрасен текст Opel – вам цены не будет в любом рекламном агентстве. Конечно, не обязательно ограничиваться рекламой автомобилей – можете обратить внимание на рекламу дорогих часов: Rolex, Breguet, Ebel... Но об этом пусть расскажет кто-нибудь другой!

Вит Ценёв скачать статью распечатать