Лекарство от всех болезней, часть 2
Целый ряд таких лечебных психологических игр создал психотерапевт Дмитрий Дмитриев. В отличие от придумывания символизма борьбы со своей болезнью в Unreal или Quake, в играх Дмитрия этот символизм заложен изначально, именно для этого они и делались. То есть для того, чтобы вы выздоравливали. В битве со всякими монстриками и чудиками вы активно участвуете в процессе самоизлечения и реабилитации, ибо все эти монстры и чудики – это ваши заболевания и недуги. И чем больше вы их убиваете, тем сильнее, через символику этих игр, проявляется ваше сопротивление и погубление реальных чудищ вашей болезни.
Во всех играх (а всего их четыре, одна из которых предназначена для болеющих детей) вам предстоит сражаться с монстрами, которые олицетворяют болезнь или болезненное психологическое состояние. И если раньше, например, вы боролись с лишним весом или тягой к алкоголю, то теперь вы поступаете более прямолинейно, а борьба приобретает из образного практически в буквальный характер. Монстрик – это тяга к алкоголю. Монстрик – это тяга съесть то, что вам явно будет лишнее. И монстрик – это болезнь, которой придается характер врага, которого можно убить. Не ждать, пока добрые дяди и тети со шприцами и таблетками изо всех сил начнут помогать тебе, а начать помогать себе самому.
Лучшее лекарство от всех болезней
Сразу скажу: игры совершенно бесплатны, так что вы можете скачать любую из них или все сразу, и играть в свое удовольствие. Все игры сделаны на технологии Flash, не требуют инсталляции и работают в любой операционной системе. Они не требуют дополнительных приложений: как мультики про Масяню, которые вы просто скачиваете и смотрите. Но если там вы зритель, то здесь – участник. И вам предстоит одолеть свои недуги и выйти из переделки абсолютным победителем.
Содержание игр строится на выборе символических образов вашего недуга, которые вы в дальнейшем будете уничтожать. Поле битвы в каждом случае тоже будет различным, так что при борьбе с лишним весом вы можете биться против тяги к сладкому, или при тяге к алкоголю стрелять по монстрам, плавающим вокруг множества бутылок. А в излечении заболевания полем будет разрушенный дом (символизирующий вашу болезнь, разруху в вашем организме), и – получение "здорового" и крепкого дома в случае вашей победы над монстрами болезни.
Разумеется, лучшим и единственным вашим лекарством станет пистолет, который, по утверждению автора игр, – есть "лекарство от всех болезней". В буквальном смысле это полный бред, но в символическом соперничестве и стремлении к победе над болезнью, – это самое правильное, что только может быть. А ведь мы с вами рассматриваем именно символику и символический контекст. Мы с вами так же помним, что лучше борьба за абсурдный результат, чем осмысленная пассивность и беспомощность: ведь организму, по большому счету, все равно, с кем и чем бороться (я говорил это в прошлой статье). Его цель – борьба, сопротивление. И в этом мы можем ему помочь.
Как выглядят враги моего здоровья?
Управление играми – дело очень простое: вам понадобится мышь, чтобы взять пистолет и делать нужные выборы, согласно сценарию игры. Вот, собственно, и все. Сначала мы понимаем цель игры и злодеев, с которыми мы боремся. Это первое.
Затем мы берем пистолет и выбираем наше поле боя, на котором будет идти сражение.
Выбрав его, вам предстоит определиться, какой именно монстрик из предложенных будет наиболее точно олицетворять вашу болезнь.
Вы также можете определиться с бонусами, которые вы будете получать по ходу игры, и выбирать их размер. В каждом случае они будут различны. В игре "Капли здоровья" это будут капли здоровья. (В первой битве я заработал 70 капель здоровья). В игре против алкогольной зависимости ваши бонусы исчисляются в условных долларо-единицах. Ну и после этого, собственно, начинается бой.
Битва с врагами моего здоровья
Монстрики появляются неожиданно в самых разных местах и столь же быстро пропадают, ну а ваша задача – отстрелять их как можно больше. Периодически патроны заканчиваются, и монстрики прикрываются бонусами, и убить их становится, ясно дело, невозможно, – так что перезаряжайте ваше оружие и продолжайте воевать дальше.
Игры Дмитрия Дмитриева позволяют достичь нескольких целей. Во-первых, они дают вам возможность стать активным участником процесса своего излечения, а это значительно уменьшает страх и беспомощность перед заболеванием.
Во-вторых, образы и динамика игр не просто наглядно иллюстрирует процесс разрушения врагов, но и символизируют процесс выздоровления и укрепления собственных ресурсов за счет приобретения бонусов, которые символически означают ваши достижения и эффективность.
В третьих, во всех играх встроены метафорические суггестивные (внушающие) компоненты, то есть, помимо самого процесса борьбы с болезнью, идет еще и параллельное суггестивное влияние на подсознание, облегчающее процесс выбора и принятия волевого решения: это отказ от алкоголя, от переедания, от пассивного переживания своей болезни, и переход к активному началу, означающему отказ от старого и разрушение вредоносного, плюс шаги к приобретению нового и целебного.
Игры сделаны очень симпатично, и хотя они используют некоторые жесткие образы (один только врач с окровавленный бензопилой дорогого стоит), лично мне это очень импонирует, ибо я не сторонник "сахарно-сопливой" терапии и умиротворенных историй о "жизни после жизни" и мире во всем мире. Игры ориентированы на войну, в том числе и на войну с самим собой, с тем плохим и патогенным, что мешает жить и стремиться к достижениям. Война – это кровь и боль, а не "подставь другую щеку".
Кстати вот, учеными, исследующими феноменологию взаимоотношений личной активности и интенсивности развития болезни, обнаружили (на примерах крыс, которых лупили током) – те из них, кто сохранял высокий потенциал действий и сопротивления, обнаруживали повышенный иммунитет и попытки привить им в ткани раковые клетки – заканчивались неудачно, ибо раковые клетки не приживались и отмирали. А те крысы, которые прекращали борьбу, быстро погибали от рака. Но и это еще не все. Как оказалось, сильный негативный стимул при сохранении у особи высокой активности и способности бороться обнаруживал в дальнейшем формирование более сильной защитной иммунной системы, чем даже в тех случаях, когда стимул был нейтральный, но особь при этом была пассивна.
Похорони свой лишний вес!
Так что приглашаю вас побороться с монстриками и потренироваться в мобилизации на победу и погубление своих болезненных состояний. Пси-игры будут хорошим началом в тренировке символической визуализации, способной дать отличный ресурс для активной и целенаправленной борьбы со своими недугами.
Хотите поиграть?
Скачать "Пси-игры" можно в каталоге компьютерных программ.
Вит Ценёв скачать статью распечатать