Psyberia.ru /

Просветление за две недели. ЭСТ-тренинг

Часть первая

Автор: Стефен Пресман
Перевод: Зубакин Иван
Из книги "Скандальное предательство"

 

"На этом тренинге вы поймете, что вы вели себя как жопы" [ЭСТ-тренер Стюарт Эмери].

Двести пятьдесят человек сидели на стульях с прямыми спинками в обклеенном бархатистыми обоями зале для танцев Джек Тар Отеля в Сан-Франциско, ожидая начала ЭСТ-тренинга [1]. Несколькими минутами ранее на уровне бельэтажа отеля небольшая армия энергично улыбающихся ЭСТ-помощников проследила, чтобы каждый, входящий в зал, заплатил свою регистрационную плату в размере 250 долларов и прикрепил табличку со своим именем, напечатанным большими черными буквами. В зале сидения были расставлены в три аккуратно организованные секции, каждый ряд стульев смотрел в направлении помоста абсолютно прямыми линиями. Другая группа ЭСТ-помощников патрулировала по периметру комнаты, следя, чтобы каждый сидел на своем месте и молчал. Минутой позже человек со строгим выражением лица среднего телосложения и короткими темными волосами в свитере поверх рубашки с распахнутым воротом и с табличкой, гласящей "Рон", прошел в переднюю часть комнаты и поднялся на сцену. Десятки людей в комнате обменялись нервными улыбками и несколькими покашливаниями, как только они обратили свое внимание на человека, который, казалось, чуть ли не хмурился на них. ЭСТ-тренинг собирался начаться.

В течение следующих двух часов Рон, используя свой великолепно натренированный сержантский голос, от начала до конца зачитывал тридцатистраничные правила, с которыми каждый должен был согласиться и соблюдать на протяжении тренинга. Никто не мог передвигаться со своего места до тех пор, пока не будет сказано это сделать. В комнате запрещалось курить, есть или пить в любое время. В течение дня будет один перерыв на обед, занятие, которое началось ровно в девять утра, может закончиться где-нибудь между полуночью и четырьмя часами утра следующего дня. Никто не может покидать помещение, чтобы принять душ, кроме как во время коротких перерывов, объявленных тренером. Делание записей категорически запрещалось, и любой, кто носил часы, должен был немедленно передать их одному из добровольцев-помощников, находящихся в комнате. Запрещалось говорить, за исключением тех случаев, когда ЭСТ-тренер предоставлял кому-нибудь слово, после чего человек должен был ждать до тех пор, пока один из помощников не подойдет к нему с микрофоном. Рон потратил несколько минут, показывая всем, в подробных деталях, как держать микрофон, как в него говорить и как ожидать, пока один из помощников не заберет его обратно, прежде чем снова сесть.

Кто-то в комнате поднял руку и спросил, позднее он был признан Роном и ему был вручен один из микрофонов, это являлось основой всех строгих правил.

Помощники тренера были всегда оснащены стандартными ответами на подобные вопросы. Что-либо, используемое на тренинге, было выложено в зале, "потому что Вернер выяснил то, что работает", – сказал бы Рон и другие помощники.

Большинство клиентов Вернера Эрхарда были безучастны во времена "понимающих" и расширяющих границы ума 60-х годов. Они, большей частью, не рассматривали себя частью национальной контркультуры во время тех бурных лет, но охотнее проводили время, заканчивая школу и начиная делать карьеру и поднимать семью и большей частью становясь "ответственными" взрослыми людьми. Привлекая преимущественно белую публику из среднего класса (образованную слегка больше женщинами, чем мужчинами), ЭСТ обеспечивал сотни тысяч своих участников их первым настоящим рискованным ощущением экзотически звучащего движения "Человеческих возможностей" [2]. Конечно же, были и другие, которые пришли к ЭСТу после барахтанья во множестве программ самоосознания от программы Эсалин [3] и гештальттерапии до трансцендентальной медитации и слегка накуренного песнопения. Но они были исключениями; тренинговые сессии главным образом наполнялись за счет новичков в этой деятельности по трансформации.

Некоторые пришли в зал отеля, потому что они хотели найти смысл в своей жизни. Большинство пришло, потому что они просто испытывали любопытство, так как у них были жены и мужья, парни и девушки, начальники и подчиненные, соседи и родственники, которые уже прошли тренинг и не могли остановить потоки своих чувств о такой фантастической вещи, которую они пережили. Они пришли, потому что всюду, куда они ни обращались, казалось, они продолжали слышать о строгом, приятно говорящем, харизматическом парне, зовущемся Вернером Экхардом, который постиг все это и желал поделиться своими секретами. Все, что требовалось, так это кредитная карточка и желание сидеть на стуле в зале отеля часами до окончания курса в течение двух уик-эндов.

По его окончанию Вернер Эрхард давал мучительную надежду трансформации, – слово и понятие, никогда точно не определяемое в туманном, синтаксически запутанном жаргоне ЭСТа. Как опытный продавец, он знал, что он не должен беспокоиться о простых объяснениях, потому что его клиенты никогда не требовали этого. "Я ничего не понимаю, что происходит, и я не могу припомнить понятий на эстовских семинарах или тренинге", – заметил один из выпускников ЭСТа в конце 70-х. "Но теперь я так много способен делать, управлять и создавать". Эрхард никогда не продвигал логику и понимание, оба понятия являлись проклятием для самого ЭСТ-тренинга. Создавая ЭСТ из несметного числа психологических теорий по самопомощи, самоосознанию и мотивации, которыми он овладел в течение долгих лет, он интересовался исключительно убеждением людей, что они могут "испытать" трансформацию только при помощи приостановки логики и понимания, которые он пренебрежительно высмеивал, называя "утешительным призом" жизни. Снова и снова он и другие ЭСТ-тренера оскорбляли, вопили и глумились над всяким участником ЭСТа, который настаивал на "понимании" методов и целей ЭСТ-тренинга.

Но что было "это"? [4] Люди до сих пор желают знать, прежде чем они выложат свои денежки. С ранних дней ЭСТа, Эрхард придумал краткое описание своего нового курса самоосознания, которое в скором времени было принято как официальная мантра ЭСТа. В подлинной манере Эрхарда, мантра не давала вообще никаких ответов, добиваясь успеха только в привлечении постоянно увеличивающегося числа любознательных душ на стулья большого зала. "Цель ЭСТ-тренинга", – повторяли вновь и вновь Эрхард и его последователи, – "состоит в трансформации вашей способности испытывать переживания так, чтобы ситуации, которые вы пытаетесь изменить или с которой пытаетесь смириться, улучшились прямо в процессе жизни".

В большой зал Джек Тар Отеля (и в подобные залы отелей по всей стране), в конце концов, из задней части комнаты вышел ЭСТ-тренер после того, как правила для лагеря новичков были зачитаны и усвоены каждым. Энергично запрыгивая на сцену с микрофоном в руке, он повернулся к 250 мужчинам и женщинам, тихо сидящим в зале, и закричал на них со всем пылом грубого воскресного проповедника.

 

"На этом тренинге вы поймете, что все это время вы вели себя как жопы. Весь ваш ебаный ум и самообман никуда вас не приведут!"

На протяжении первых лет ЭСТа или около того, Эрхард сам вел все эстовские тренинги, так как он был единственным, кто уже овладел многими часами материалов, которые он соединил вместе, из саентологии, динамики ума, Дейла Карнеги, Максвелла Мольца и множества других источников. Через какое-то время уже другие заскакивали на сцену, чтобы повторить те же самые слова и донести тот же самый материал. Они всегда вели ЭСТ-тренинг точно методом Эрхарда, так как они тренировались бесчисленное количество часов, чтобы делать его так, как он им говорил.

В течение первых нескольких часов тренинга Эрхард и его тренера поддерживали непрекращающийся поток словесных оскорблений, насмехаясь над участниками на стульях с прямыми спинками, настаивая, что все они никчемные человеческие существа, которые цепляются за верования о себе и своих собственных жизнях, укоренившиеся в нелепых понятиях о разуме, логике и понимании.

"Не предлагайте мне вашу проклятую систему ценностей, вы тупые ублюдки", – прогрохотал однажды один из эрхардовских ЭСТ-тренеров на человека, который поднял свою руку в первый день с вопросом о необходимости верить во что-нибудь, во что угодно. Тренер слетел с помоста и взгромоздился буквально в нескольких дюймах от лица мужчины. "Избавьтесь от всего этого дерьма!" – пронзительно закричал тренер.

Мужчина сел на свое место только для того, чтобы быть приветствованным громким взрывом аплодисментов от каждого в комнате. Это было частью правил, частью "соглашения" присутствия на тренинге. В любое время, если кто-то поднимался "поделиться" чем-нибудь, каждый был проинструктирован благодарить его или ее аплодисментами. Для сессии ЭСТа никогда не требовалось много времени, чтобы приобрести фантастические размеры запутывающей логики. Поток оскорбительных эпитетов, набрасывающийся на скептического участника, всегда заканчивался радостной улыбкой тренера и восторженным кругом аплодисментов каждого сидящего.

К концу полудня первого дня тренера всегда пускались в следующую из несколько часовых лекций, крутясь вокруг одного из фундаментальных принципов ЭСТа. Взятие ответственности за свою жизнь, в мире согласно Вернеру Эрхарду, требовало от людей принять идею, что они в равной степени ответственны за все, что случается в их жизнях. От заболевания и болезни до автомобильных аварий и уличных нападений, Эрхард и его тренера вдалбливали в головы участников ЭСТа, что они одни были причиной появления всех случаев и происшествий в своей жизни. В философии ЭСТа нет места жертвам или оправданиям. Только когда его клиенты приняли это, только когда они осознали, что все люди "создают свою собственную реальность", они были способны решать проблемы, изводящие их жизни.

Никто не верил в это более страстно, чем сам Вернер Эрхард. Более чем за десять лет до создания ЭСТа Джек Розенберг уже создал новую реальность при помощи избавления от своего прошлого и притворяясь в течение нескольких лет, что оно даже когда-либо существовало. Ведомый непреодолимым стремлением к славе (и сопутствующему ей богатству), Эрхард в мириадах учебников и курсов по самопомощи, достижению богатства и человеческой мотивации открыл формулу, которая, казалось, так подходяще согласовывалась с его собственной личной психодрамой. Она работала для него. Несомненно, это было нечто, что могло работать и для других.

В конечном счете, продукт, который продал Эрхард, сперва нескольким сотням людей, а позже десяткам и сотням тысяч, был сбивающим с толку здравым смыслом невинно родившейся смешанной философии, в которой прошлое имело мало значения, если вообще имело. Со своими харизматическими способностями торговца шоумена, Эрхард оформил свою программу потери невинности таким образом, как никто до него еще не делал. Он, почти буквально, заявил изобрести, ЭСТ-тренингом, новую "технологию", предлагающую не меньше как трансформацию. К счастью Эрхарда, значительная прослойка американского населения была готова к такому продукту на заре 70-х, выходящая из бурного десятилетия, которое разрывало на части ткань социальных институтов, объединяющую религию и общенациональный дух сообщества. Движение "Человеческих возможностей", начиная от боковых побегов вроде школы Эсалин, предвещало, реалистично или нет, степень психического и духовного комфорта в результате все больше и больше отчуждающейся культуры. Эрхард, продавец, довел до конца обещание трансформации искусным двухнедельным комплектом.

Даже лучше того, он предложил своим клиентам несколько изрядно простых ответов, которые объясняли омерзительное состояние мира вокруг них. "Когда я смотрю на то, что творится в мире, это заставляет чувствовать меня беспомощность", – сказал один из участников ЭСТа в 70-х годах. "Нет ничего, что я могу с этим сделать, за исключением того, что принять это. ЭСТ показал мне, что все в порядке. По крайней мере после прохождения тренинга я ощущал большой груз вины, перемещающийся в направлении людей, которые имели проблемы, кем бы они ни были, потому что я понял, что они до известной степени были ответственны". Что Эрхард не включил в тренинг, так это хоть какое-нибудь чувство человеческого сострадания и эмоции. Он и его тренера гневно отвергали такие банальности на тренинговых сессиях. Жалость, как никак, была чем-то, зарезервированным для "жертв" жизни. В мире ЭСТа, как и в мире Вернера Эрхарда, не было ни одной жертвы.

Во времена раннего ЭСТа Эрхард иногда заходил так далеко, что заявлял, что 6 миллионов евреев были "в ответе" за их собственные смерти во время Холокоста во Второй мировой войне. Одна женщина, участвующая в тренинге, сама себя засадила в один из нацистских лагерей смерти, где погибли другие члены ее семьи. Сперва она была возмущена дерзостью Эрхарда в утверждении, что евреи были в ответе за их собственную наводящую ужас судьбу.

В итоге Эрхард настоял, чтобы женщина посмотрела на его точку зрения и смогла затем найти настоящую ценность в послании ЭСТа. Позднее Эрхард подробно рассказал, что в конце тренинга женщина смогла окончательно освободить себя от концентрационного лагеря. "Она взяла на себя ответственность за свое заточение. Это же так чертовски просто".

Кто-то спросил Эрхарда, как женщина могла избежать пребывания в лагере.

Эрхард уклонился от вопроса мистифицирующим и бесцеремонным ответом: "Как свет мог быть выключенным, когда он включен? Это совершенно бестолковый вопрос".

[Читать далее...]


Примечания переводчика:

1 – ЭСТ-тренинг – Эрхарда семинар-тренинг.

2 – Движение "Человеческих возможностей" – одно из ответвлений движения "Нью Эйдж" ("Новая эпоха"), специально ориентированное на развитие скрытых человеческих возможностей и необходимых для жизни навыков. Один из основных принципов этого движения базируется на восточном мистицизме и оккультных знаниях, согласно которым человек обладает скрытыми бесконечными возможностями.

3 – Эсалин (Esalen) – Институт Эсалин был основан Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом в 1962 году в качестве образовательного и научного центра, занимающегося вопросами развития и изучения "человеческих возможностей" и расположенного в живописном месте на побережье Калифорнии.

4 – "ЭТО" – одно из ключевых понятий ЭСТа, никак не определяемое и не разъясняемое тренерами. Известно только, что "это" можно получить в результате прохождения тренинга. Скорее всего, Эрхард взял это понятие из дзен-буддизма.

распечатать