Psyberia.ru /

Десять лет, и по-прежнему ни жалобы!

Критика сильных и слабых сторон DHE. Часть вторая
(Техники человеческого конструирования)

Л. Майкл Холл, д-р философии
Элвис Кейт Лестер, магистр гуманитарных наук.

Исследование притязаний DHE

Что мы в действительности имеем в упражнениях DHE? Если мы изучим упражнения, мы обнаружим, что мы просто имеем дело с моделями НЛП, которые изначально включались в игры с "субмодальностями", входящие в работу с трансами. Большинство упражнений, которые мы видели, о которых слышали и пробовали, очень схожи с теми, которые Мастер-Практики и Тренера проходили с Ричардом Бендлером в конце 80-х.

 

-В них содержится множество игр со зрительными галлюцинациями (переплетенные волосы, решетки, глобусы и тому подобное).
-Множество шутливых игр со звуками, шумами, музыкой.
-Множество кинестетических шуток: скользящие якоря, флирт, сильное возбуждение.
-И множество гипноза.

В действительности, большинство в DHE ограничивается гипнотическими введениями, чтобы попробовать и поэкспериментировать с измененными реальностями. И без сомнения, учитывая стиль Бендлера, она может быть очень забавной. В этом ее сила. Она дает участникам тренинга возможность стать более игривыми, больше изучить и отбросить в сторону наложенные на себя ограничения. Я (ЭКЛ) использовал ее для создания зрительных галлюцинаций, множества приятных состояний и "моего сладчайшего гипнотического голоса". Однако, существует также множество необоснованных допущений и беспочвенных притязаний.

Необоснованные допущения DHE

Существуют многочисленные допущения DHE, которые просто-напросто необоснованны. Позвольте мне (МХ) начать с одного, которое я изучил лучше всего. А именно, предположение, что история заканчивается "субмодальностями". В DHE, Ричард Бендлер постулировал, что все происходит на "субмодальном" уровне. Это соответствует мифологии НЛП времен "субмодальностей". Затем было предположено, что, как "суб"-класс отличительных признаков, субмодальности влияют на ВАК модальности [1], подобно тому, как атомы и субмолекулярные частицы воздействуют на молекулы. В те времена я также покупался на эту идею.

С тех пор многие НЛП-тренера стали подвергать сомнению модель "субмодальностей". В 1999 году, Д-р Боденхеймер и я опубликовали книгу "Структура мастерства: Разоблачение метауровней "субмодальностей"", чтобы положить конец старой мифологии о субмодальностях. На сегодняшний день я придерживаюсь мнения, что лже-направление в поисках структуры субъективного опыта (предмет увлечения НЛП с самого начала) в ответе за то, почему так мало было усовершенствовано в НЛП с конца 80-х.

Мифология и чрезмерный акцент на "субмодальностях" просто увели нас в неверном направлении. Однако, это продолжает быть сюжетом и основным фокусом в DHE. Упражнения и сосредоточение на этом направлении забросили идею моделирования, и, начав работу с "суб"-молекулярной идеей, ищут возможность конструировать прямо с чертежа новые состояния, опыт и структуры. Аргумент гласит: "Зачем моделировать специалистов мирового класса, если вы сами можете с самого начала создать своего собственного киборга и инсталлировать новые способности?"

Но назовите хотя бы одну структуру, которая была так разработана, продана и являлась сейчас доступной для воссоздания в человеческих умах? То, что таких нет ни одной, свидетельствует о пустоте направления. Оно не работает. И, хуже того, оно идет в неверном направлении. Оно идет вниз, вместо того, чтобы идти вверх. И его ВЕРШИНА там, где вы найдете магию НЛП и Метасостояний.

Правда о "субмодальностях"

"Структурой мастерства" мы показали, что не существует "суб"-уровня, а признаки, различения и свойства, которые мы называем "субмодальностями", в действительности являются "мета"-модальностями.

Это объясняет, как и почему некоторые "субмодальности" с самого начала НЛП классифицировались как "метапрограммы". Как они могли одновременно быть обеими? Как "Ассоциированный/Диссоциированный" могли быть субмодальностью в каждой системе и метапрограммой? Как "Общий/Конкретный" могли быть метапрограммой и субмодальностью "Увеличения/Уменьшения масштаба"?

Это не говорит о том, что Качества, Свойства, Особенности и Различения, которые мы называем субмодальностями, должны убираться прочь. Это скорее дает нам возможность ценить их за то, чем они являются – метауровневыми структурами, которые позволяют устанавливать структуры (фреймы), используя подобные "ментальные" и "когнитивные" различения. В конце концов, каждая классификация субмодальностей является только классификацией, и как таковая, не является вещью или существительным. Так что она не прошла "тест тачки". "Вы не сможете положить местоположение, интенсивность, расстояние и т.д. в одну тачку". Это – понятия, а следовательно, метауровневые структуры.

Бессознательная инсталляция

Другое беспокоящее предположение в DHE то, что через гипнотические трансы DHE-тренера могут полностью обойти ваш сознающий разум и осуществить непосредственную инсталляцию на бессознательном уровне. В действительности, это старая пословица для Бендлера. С самого начала НЛП он недооценил сознающий разум. В конце концов, он может одновременно обрабатывать семь плюс или минус две порции информации (Miller, 1956). Поэтому, зачем волноваться о нем?

Однако, когда дело доходит до инсталляции понятий и принципов высокого уровня на мышечном уровне, каждый специалист в любой отрасли должен пройти через обучающий процесс тренировки себя в дисциплине и использовать неврологические механизмы повторения, репетиции и формирования мышц. Мы поступаем так с печатанием, катанием на коньках, вождением велосипеда, игрой в баскетбол или теннис, вождением машины, пилотированием самолета. Мышечная память имеет более поздние результаты, чем хорошо натренированная интуиция. Затем мы достигаем уровня бессознательной компетенции.

 

Где модель (паттерн) DHE для полного минования этого процесса ученичества/мастерства?

Пренебрежительное отношение DHE к сознающему разуму обнаруживается в более поздних видеозаписях Бендлера (Комплексное НЛП, 1987), когда он описывает сознающий разум как "идиота" и в некоторой текущей рекламе в Великобритании используется та же самая терминология. При таком неуважении к сознающему разуму и желании включиться в сомнительный процесс "бессознательной инсталляции" DHE упустила целую область базовых знаний. Однако, отбрасывание "теории", "понимания сознания" и работа с более высокими структурами ума, препятствует действительному отождествлению и инсталлированию более высоких структур, центру, где появляется "различие, производящее различие".

Вам не захотелось бы моделировать пилота, используя только НЛП и DHE, а затем по-настоящему взять управление самолетом. Действительно, вы можете найти все способы поведения, как сидеть в кабине летчика, смотреть на измерительные приборы и перемещать управляющие механизмы. Вы даже сможете выявить поддерживающие верования и ценности пилота. Но я рекомендовал бы вам, разузнать немного о базовых знаниях пилота.

"Что вы знаете об аэродинамике и принципах пилотирования, которые совершенно необходимы для управления самолетом?"

Кроме того, существуют всякого рода дикие и беспочвенные притязания: от выращивания конечностей, галлюцинаторных биноклей и микроскопов и способности видеть на расстоянии мили или на микроскопическом уровне, увеличения IQ со 120 до 183 баллов и т.д.

Некоторые из этих притязаний не нуждаются в комментариях. Что означает число баллов IQ для взрослого человека? Что оно означает, если вы знаете, что число баллов получается при делении чьего-либо возраста и того, что он "должен знать" на данной ступени школы? IQ в 100 баллов означает, что то, что "должен знать" человек в возрасте 10 или 18 лет, соответствует тому, что "должен знать" "среднестатистический" человек в этом возрасте. Так что же это означает для 40 или 55-летнего человека? Как бы мы подсчитали коэффициент интеллекта 63-летнего человека? И мы даже не затронули ничего из бурных споров в этой области, где исследователи и проектировщики осмысляют и измеряют IQ, а также проблем, доставляемых "понятием" "коэффициент интеллекта". Я бы подумал, что НЛП-тренер на Восточном побережье, который заявил это, должен знать лучше. По-видимому, нет. Поскольку для отращивания конечностей, мне кажется, нам необходимо иметь клинику и доктора, делавшего реальную ампутацию, и предоставить соответствующую документацию по этому поводу. Что касается других претензий:

НЛП тренер, Лео Ангарт (Leo Angart), из НЛП Азия Лимитед на протяжении нескольких лет работает над восстановлением естественного зрения и неоднократно предоставлял документы и доказательства своей деятельности, наряду с обширным исследованием и записями. Но способность видеть за милю была бы эффектной и сверх-человечной и обошла бы все ТВ журналы. Кто сделает шаг и позволит 20/20 или Праймтайм [2] взять у них интервью об этом умении?

Испытательные вопросы для DHE

Если DHE действительно функционирует как работающая "модель", тогда как модель она, как минимум, требует наличия четырех признаков:

 

1) Базовая теория о природе человека и как она работает

2) Набор элементов и переменных

3) Рабочие руководящие принципы, как использовать теорию

4) Набор паттернов (моделей) или техник

Однако, создается впечатление, что DHE так не функционирует. Это дает нам право задать следующие испытательные вопросы:

 

- Где настоящие шаблоны и техники, появившиеся от данной Модели?

- Что за "теория" управляет данной моделью и чем она отличается от НЛП?

- Какие дополнительные элементы, компоненты, факторы и т.д. имеет DHE сверх НЛП?

- С точки зрения использования и применимости, если DHE так мощна, что она предлагает такого, что расширяет и развивает основной человеческий опыт, что не предлагается в НЛП?

DHE действительно необходимы метауровни метасостояний

Я (ЭКЛ) усовершенствовал набор галлюцинированных и воображаемых конструкций для приведения в порядок разнообразных структур. При этом, я создал свою "Зону разума" (как я ее назвал). В ней я установил различные средства контроля, посредством которых я мог более подготовленно достичь своей мотивации, понимания и навыков. Изучение метасостояний последние пять лет, однако, привело меня к осознанию, что я в действительности завел себя на метауровень этими понятиями и использованием различных символов, образов и визуализированных структур, чтобы зашифровать метауровни.

Поскольку все мы думаем при помощи отсылки к источнику и затем представляем нашу референцию (ВАК), затем используем наше представление как фрейм (схему) референции, и это, в конечном счете, может приучить стать схемой ума – ум работает на многочисленных уровнях сознания. Модель метасостояний отслеживает и операционализирует, как это работает, и предлагает множество практичных применений от специфичных стратегий для разработки более высоких уровней состояний сознания (эластичность, проактивность, неповреждаемость и т.д.) до стратегий для специфичных областей (укрепление здоровья, мастерство продаж, фитнес, ускоренное обучение и т.д.).

Метасостояния объясняют, как мы на самом деле используем "субмодальности" семантически и символически. В конце концов, вам необходимо перейти на метауровень, чтобы просто обнаружить субмодальности, не говоря даже о действиях, переключении и изменении их. И даже, когда вы это делаете, затем вы можете использовать разнообразные зрительные образы, звуки и ощущения, чтобы символически обозначить и послужить новым выражениям сознания. Это дает нам понимание, какую субмодальность с кем использовать (см. "Структуру мастерства").

Модель Метасостояний переводит на общий уровень как никакая другая модель и четко называет механизмы и процессы, с помощью которых мы создаем метапредставления языка и метамодель, как мы даем рождение нашим метапрограммам и как, прежде всего, формируются все мета-феномены (верования, ценности, понимания, решения, определения и т.д.).

В чем действительно нуждается DHE, так это в интеграции процессов интенсионализации и экстенсионализации в метасостояниях так, чтобы она действительно могла проверять вещи, которые она стремится изобрести и сделать доступными в видимом – слышимом – ощущаемом мире. DHE делает много в плане процессов интенсионализации – приближает к галлюцинаторным визуализациям. Но, кажется, испытывает недостаток в процессах экстенсионализации. Коржибский ввел эти понятия и изобрел многочисленные устройства для экстенсионализации, чтобы "идеи" из чьей-либо головы донести до ежедневного практического применения в мире. Мы делаем это в метасостояниях с паттернами "ума для мышц", среди прочих процессов.

Мы оба нашли процесс создания панелей контроля и стационарных запоминающих устройств чрезмерно статичным и громоздким. Эти устройства я (МХ) построил во время своего тренинга для тренеров, длившегося один день после основного тренинга. Чертежный и конструкторский аспекты DHE были слегка трудоемкими для меня (ЭКЛ), так как я на самом деле не думал, что я буду затем его использовать, и достаточно верно, потому что так оно и было.

Что скажет Ричард?

Сложно сказать. Вам стоит спросить его самого! В самом деле, пожалуйста, сделайте это.

Как никак, мы были на тренинге и изучили DHE, и мы, более того, рекомендуем вам сходить на него. И когда вы это сделаете, достигните своего состояния свирепой пумы, почувствуете себя вынужденными брать все, что вы можете, с тренинга, задайте тренерам критичные вопросы, которые мы подняли здесь, и потребуйте высшего мастерства. Не соглашайтесь на что-то меньшее. Разве это не дух НЛП? Разве это не страсть, с которой Ричард и Джон положили начало этой области? Тогда сходите. Спросите! Но не удивляйтесь или разочаровывайтесь, если вы не получите ответа, которого бы вы желали.

Если вы хотите действительно знать как метасостояния могут обогатить, улучшить и дать возможность вам использовать DHE, тогда приходите разделить переживание следующего шага в НЛП, Метасостояния Нейро-семантики. Откройте принципы и механизмы метауровней, которые действительно управляют субмодальностями и другими галлюцинаторными понятиями. Мы будем ждать вас на одном из наших тренингов.

Авторы:

Л. Майкл Холл, доктор философии, психолог и предприниматель, живущий в Скалистых горах, автор и разработчик Модели метасостояний, международный тренер.

Элвис Кейт Лестер, магистр гуманитарных наук, НЛП тренер, гипнотерапевт, психотерапевт, Директор обучающего Института нейро-семантики, редактор журнала "The Journal of Neuro-Semantics".


Примечания переводчика:

1 – ВАК модальности – визуальная, аудиальная, кинестетическая модальности.

2 – 20/20 и Праймтайм – новостные программы в США.

распечатать