Psyberia.ru /

Динамическая структура ЭСТ

Часть первая

Автор: Филип Кушман, доктор философии,
Перевод: Иван Зубакин

Отрывок из книги: "Принципы трансформации: процессы привлечения – обучения в психологической организации массовых марафонов"

Предисловие переводчика

Данная статья является предисловием к главе книги Ф.Кашмана, посвященной описанию динамической структуры ЭСТ тренинга. Характерной ее особенностью является не только настойчивая попытка автора воссоздать полностью структуру тренинга, что отчасти дополняет книгу Л. Рейнхарда, но и постоянные авторские комментарии относительно тех или иных событий тренинга. К нашему большому сожалению, у полученной мной англоязычной публикации отсутствовало описание первого дня тренинга, поэтому все события начинаются со второго дня.

Предисловие

Этот раздел главы о результатах представляет собой ступенчатое, динамическое описание структуры начального тренинга. Эта задача предпринята, потому что в замкнутой обстановке среда является единственным наиболее влиятельным элементом в данной сфере. Поэтому крайне важно, чтобы структура тренинга была описана в деталях.

Что касается психологических организаций массовых марафонов, то Среда здесь в основном состоит из динамической структуры, регулирующая тренинг структура навязывается участникам. Переживания участников в большей части зависят от того, что данная организация поощряет, приказывает или принуждает их делать. Эти структурированные манипуляции воплощены в событиях тренинга (т.е. лекциях, дискуссиях, совместных упражнениях или гипнотических вступлениях). События представляются, наблюдаются и контролируются от начала до конца тренером и его служебным персоналом. Он, в свою очередь, кажется, следует громадному сценарию, который направляет действия персонала и тренера как по большой программе (например, порядок и содержание событий) так и в небольших деталях (например, надлежащая песня для проигрывания на аудиосистеме или подходящее распределение персонала во время определенного события). Тщательно контролируемая структура вызывает у участников определенные реакции, которые затем, в свою очередь, трактуются тренером как показатели состояния ума участников. Поэтому он будет менять свое поведение и структуру упражнения соответствующим образом. Эти изменения впоследствии окажут на участников дальнейшее воздействие, и они покажут значимость воздействия своими реакциями и так далее.

Поэтому весь процесс привлечения – обучения не может быть понят без детализированного описания динамической структуры тренинга. Мной были разработаны исследовательские вопросы с целью помочь в сборе данных. Они гласят:

Из чего состоит начальный тренинг Жизненности, шаг за шагом? – Что говорит и делает тренер? – Что говорит и делает персонал? – Какие средства контроля используются и каков результат их действия на участников (например, поведенческие правила, такие как разговоры, еда, "туалетные" преимущества, стратегическое использование музыки и освещения, социальные поощрения и наказания и т.д.)? Эти данные были собраны из интервью с тремя выпускниками курса Жизненности. Изредка, когда это было доступно и применимо, использовались данные, собранные от 15 "опытных" исследуемых, как дополнение к сведениям от "ведущих" исследуемых [1]. Когда они использовались таким способом, данные от "переживающих" исследуемых были всегда безусловно отличными от сведений "ведущих" исследуемых.

Впоследствии данные были линейно организованы и представлены в виде повествования. Раздел состоит из (а) краткого описания каждого значительного события тренинга, описанного в последовательной форме, (б) немногочисленных коротких рассказов исследуемых, которые иллюстрируют и дополняют наглядными подробностями, и (в) некоторое количество коротких теоретических комментариев исследователя. Информация организована последовательно: все события, упражнения и высказывания структурированы в той последовательности, в которой исследуемые вспоминали их появление. Поэтому данные будут организованы, начиная с первого дня, первого события, передвигаясь к первому дню, событию второму и так далее.

Исследовательский план, который был разработан из рабочей модели, далее используется как способ систематической организации и оценки данных.

Так как исследователь был ограничен в расспросе технических приемов с целью восстановления структуру тренинга, данный раздел менее тщателен, детализирован и полон, чем он мог бы быть, если бы были возможны методы наблюдения участников. Это особенно истинно из-за эмоциональных и поведенческих давлений, которым подвергаются участники. Важно помнить, что тренинг состоит из высоко интенсивных, быстро сменяющихся серий напряженно эмоциональных упражнений. Зачастую участники обессилены, голодны, уставшие от размышления, чувствуют головокружение, находятся в состоянии эйфории. Все это делает восстановление их воспоминаний порядка и содержания событий чрезвычайно затруднительным. Это очень достоверно, так как исследуемые подвергнуты формальным и неформальным гипнотическим наводящим техникам в различные периоды тренинга. Это объясняет чудаковатый характер сообщений. Иногда исследуемые были чрезвычайно доскональны в их воспоминаниях высказываний тренера или очередности какого-либо упражнения. В других случаях они просто могли забыть содержание целого упражнения. Несмотря на то, что исследуемые, интервьюируемые о динамической структуре, были выбраны за их профессиональные знания и объективность, они также оказались под воздействием обстановки и поэтому были не способны припомнить всех деталей тренинга. Это, к сожалению, выразилось в неполных и неясных описаниях некоторых событий.

Тренинг состоит из последовательных сессий (собраний) в среду вечером, в четверг вечером, в пятницу вечером, в субботу весь день, в воскресенье весь день, посттренинговой сессии через десять дней после окончания в четверг вечером и посттренинговой беседы. Вечерние сессии начинаются в 18:30 и длятся до 23:30 или 24:00. Суббота начинается в 10:00 и продолжается почти до 24:00. Воскресенье начинается в 9:00 и длится почти до 24:00. Участников инструктируют надевать удобную одежду. Начальные тренинги по обычаю проводятся в больших, дорогостоящих отелях. Тренинг обычно состоит из 250-300 участников, большого числа добровольцев доктрины Жизненности, некоторого числа официального штата, тренера-ассистента и главного тренера.

[Читать далее...]


Примечания переводчика:

1 – в данном случае не совсем ясно, чем различаются "ведущие" (выпускники курса Жизненности) и "переживающие" исследуемые. Лично я предполагаю, что первые прошли полностью всю программу Жизненности, состоящую из нескольких тренингов, а вторые – только начальный тренинг. Отсюда и возможная трактовка "ведущих" как тех, кто может себя правильно вести в различных ситуация, согласуя свои действия с доктриной, и "переживающих" как людей, которые пока только научились правильно переживать происходящие события.

распечатать