Динамическая структура ЭСТ
Часть вторая
Автор: Филип Кушман,
Перевод: Иван Зубакин
Отрывок из книги: "Принципы трансформации: процессы привлечения – обучения в психологической организации массовых марафонов"
День второй
День второй, событие первое
В самом начале этой сессии трое из трех "ведущих" исследуемых (100%) сообщали, что участники были очень озабочены тем, чтобы вовремя занять свои места. Каждый был более покорным и внимательным ко всем основным правилам. Те немногое, кто опоздал, подвергались "обработке" перед всей группой и/или выгонялись с тренинга.
Трое из 3-х "ведущих" (100%) вспоминали лекцию тренера по "личностному росту" в первые минуты второй сессии. Большая схема в общих чертах обрисовывает то, что участники постигают как "Жизненную доктрину". В верхней части схемы написано "Вы являетесь причиной"; в нижней части схемы – "Вы являетесь результатом". Когда люди находятся наверху схемы, они заставляют события "случаться" или проблемы "исчезать". Когда люди находятся внизу, с вами случаются события, проблемы остаются "прилипшими" к вам. Участникам говорят, что вершина – это когда результат воплощен в жизнь. Однако, изменение наступит только тогда, когда люди не сопротивляются событиям, потому что "ты становишься тем, чему сопротивляешься". Система убеждений делает человека привязанным к прошлому, неспособным к действительному переживанию в "настоящем".
[Комментарий: Философская позиция также является метафорой касательно статусной иерархии тренинга. Данное послание состоит в том, что управляет тренер, а участники не должны критиковать или отказываться подчиняться ему (т.е. "сопротивляться"). Участники находятся "наверху" (т.е. философски корректны и социально одобряемы), если они не "сопротивляются" требованиям тренера.]
День второй, событие второе
Затем тренер проводит с группой управляемое образное упражнение, прогулка на лугу. Участников поощряют обращать внимание на то, как они "сопротивляются" естественности луга. В конце упражнения им дают указание изучить по своим наблюдениям, как они сопротивляются, как они ведут себя во время тренинга.
[Комментарий: Опять, как и в первый день, 3 из 3 "ведущих" (100%) рассказывали, что несогласие с тренером или задавание ему вопросов переформулируется как демонстрация невежественного, жалкого поведения. Это заканчивается социальными наказаниями, такими как осмеяние или смущение. Интересно, тренинг отождествляется со всем, что является хорошим и натуральным: сопротивление расслаблению и прекрасному лугу все равно, что сопротивление авторитаризму тренинга. Критичное мышление отождествляется с тем же поведением, которое вызывает у участников беспокойство в их повседневной жизни, и они заплатили так много денег, чтобы научить их, чего не надо делать. Таким образом, предпочтительный принцип (ценность "подчинения" "настоящему") является метафорой для предпочтительного поведения (подчинение авторитаризму тренинга).]
День второй, событие третье
Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) описывали упражнение для двоих, упоминаемое как упражнение "родительское положение". Участник А ведет себя как его или ее отец или мать; затем они меняются ролями, и действует участник Б. Участникам отдают распоряжение войти в контакт со своими чувствами, и даже преувеличить. Их поощряют говорить, что они утаили от своих родителей, как они перестали быть "искренними" с ними и с миром. Итоговый предмет обсуждения достаточно чувствительный и эмоциональный. Это первое из серии упражнений, посвященных родителям участников. Эти упражнения последовательно уводят назад в детство. Они стимулируют участников смешивать прошлое с настоящим, чтобы вновь пережить глубокие эмоции и конфликты. По мере того, как упражнения продвигаются вперед, регрессия становится все более и более инфантилизирующей и фальшиво услужливой, так как упражнения становятся все больше и больше напряженными и наглядными. В результате, участники рассказывали об огромном множестве эмоциональных звуков в помещении. Участники начинают кричать что есть мочи, стонать, визжать. Временами гул становится подавляющим. Одна "пережившая" это женщина рассказывала, что она была настолько расстроена, что ее вырвало. Персоналом для этой цели предусмотрены специальные пакеты.
В этом первом родительском упражнении участников поощряют позволять своим чувствам "переполнять" их; они должны смотреть на то, как они сопротивляются, потому что то, чему они сопротивляются, и есть причина их "увязания". Часто они мерзнут, до такой степени тренинг является "холодным местом". Если у участников имеются затруднения с воспоминанием периода или чувствованием, им говорится, что они сопротивляются. Их спросят: "Что мешает "подчиниться" процессу?" или "Каким образом эта отдельная сопротивляемость встречается вам на пути в вашей повседневной жизни?"
[Комментарий: И вновь, психологическое сопротивление считается идентичным с поведенческим сопротивлением тренингу. Психологическое сопротивление рассматривается как демонстрация основных дефектов участников, которые вызывают главные проблемы в их жизнях. Поэтому психологическое сопротивление (символизирующее сопротивление к тренингу) должно быть искоренено до такой степени, чтобы участники смогли освободиться.]
Один из 3 "переживающих" исследуемых (33%) сообщал, что тренер выбрал одного человека для проведения определенной "процедуры". Это означало, что он интенсивно работал с участником перед всей группой. Трое из 3 "ведущих" (100%) сообщали что в некоторые периоды тренинга это происходило по крайней мере один раз. Пятнадцать из 15 "переживающих" (100%) сошлись во мнениях. Эта работа обычно не концентрировалась на содержании, которому участник пытался противостоять (например, отношения участника с его или ее отцом, решение, которое они должны были принимать и т.д.). Взамен тренер обычно переформировывал проблему как неспособность "освободиться", довериться группе, "подчиниться" тренеру. Поэтому тренер провоцирует участника проявлять эмоции, испытывать притворные катартические переживания, убеждая участника пойти на риск часто физический риск, подобно падению на руки нескольких других участников. Освещение слегка угасает, специальная "доверительная" музыка проигрывается на аудиосистеме, участники раскачивают этого участника, и тренер трогает и массирует участника, мягко шепча ему или ей. Когда участник рыдает, все собираются вокруг, ободряя его. Пятнадцать из 15 "переживающих" (100%) сообщали, что некоторые участники плачут и они сами были глубоко тронуты этими эмоциональными проявлениями.
Трое из 3 "ведущих" (100%) и 15 из 15 "переживающих" исследуемых (100%) рассказывали случаи, которые показывают, что поведенческое моделирование, совершенное в эти драматические моменты, довольно значительно.
[Комментарий: Психологическое слияние с участником вызывает переживание чужого волнения и эмоционального облегчения, которое является несомненно довольно мощным. К тому же, те участники, которые находились в защите и были скептически настроены, обычно были до некоторой степени потрясены этим проявлением чувств. Они исследуют свое эмоционально отстраненное поведение, они видят эйфорию, переживаемую другими участниками, возможно, они страстно желают, чтобы о них позаботились и уделили внимание таким же образом. Как правило, подобная этой чистая эмоциональная демонстрация показывалась, чтобы "доказать" эффективность тренинга и компетентность тренера. Она отвечала на вопросы скептиков и заверяла напуганных.]
Десять из 15 "переживающих" исследуемых (67%) описывали чувство большой зависти к тем участникам, которые получали все внимание. Один "опытный" исследуемый отметил мысль: "Что со мной не в порядке, что я не могу стать менее застенчивым вот так? Я не делаю это правильно".
[Комментарий: Исследуемые, которые критиковали себя, сравнивая себя с другими, казалось, оказывали давление на самих себя в попытке силой нагнести катарсис, помочь поднять самоуважение и поймать внимание тренера.]
День второй, событие четвертое
Двое из 3 "ведущих" исследуемых (67%) описали другое парное упражнение, в котором участникам дают указание рассказать друг другу историю, в которой их заставляли делать что-то, что им не хотелось. Участники должны закрыть свои глаза и обнаружить боль в своих телах, которая выражает это переживание, усилить ее, намеренно сделать ее сильнее. Затем им приказывается отпустить ее. Позже они могут поделиться своими переживаниями перед всей группой.
День второй, событие пятое
[Комментарий: Критически важная лекция и упражнение идет после предыдущего упражнения; она подготавливает ко всем остальным вечерним упражнениям и в некотором отношении в целом к тренингу. Опираясь на мучительное публичное раскрытие последнего упражнения, в котором участники преувеличивали боль от "принуждения", им будет теперь сказано, почему оно было так болезненно. В сущности, лекция убеждает, что дети учатся делать или воспринимать вещи надлежащим образом для того, чтобы получить награду от своих родителей.]
Лекция продолжается работой в парах, где участники вспоминают сцену из детства, в которой их заставили делать что-то, что им не хотелось. Им дают указание перестроить ее в шаблонное выражение "Я должен сделать (X), если я это не сделаю, то я буду чувствовать (Y)". Выпускники рассказывают, что тренер в самом деле начинает подталкивать их к этой мысли. Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) отмечали, что в этот момент комната становилась очень эмоциональной, так как участники сталкивали лицом к лицу неприятные чувства и злость, которые они ощущали, потому что они понимали, что сделали ненавистные вещи для того, чтобы быть любимыми или принятыми. Тренер утверждает, что чувство, которое переживается, когда люди "играют в эту игру", это чувство "омерзения". Это "расплата". Однако, наставляет он, людей, на самом деле, к этому не принуждают. Истина состоит в том, что "все является выбором"!
[Комментарий: Поучительно отметить скрытое послание этого упражнения. Хотя в области психологии выполнена важная работа по исследованию вторичных наград (т.е. психологические награды от неприятных обстоятельств, которые не являются непосредственно очевидными), абсолютист "Жизненной доктрины" делает основной акцент на вере, что все страдания и чувство разочарования, вызванные внешними силами, являются вторичной наградой (т.е. "мерзостью"), и в сущности сводит на нет силу любой ситуационной причины. Логичный вывод, вырисовывающийся из этой лекции, состоит в том, что расстройство и неудовлетворение, вызванные внешним миром, на самом деле не являются чистыми и действительными чувствами. Они заменяют "мерзость", "расплату", демонстрацию "игры". Один из выводов этой доктрины – истинные чувства никогда не вызываются внешними событиями. Люди всегда выбирают то, что лучше для них в данный момент. Неприятные чувства ("чувство омерзения") являются просто способом, с помощью которого мы защищаем наши убеждения и старые стратегии поведения. Эти омерзения никогда не являются признаком того, что внешний мир причинил нам боль, поскольку такого в действительности никогда не бывает. Индивиды являются причиной всего, что они переживают. Раздражение или сопротивление вопреки внешнему подавлению (например, авторитарной структуре тренинга) рассматриваются как болезненные. Это также является "мерзостью". Вывод этого учения кажется очевидным. В какой степени участники считают свою ответную реакцию на структуру тренинга омерзительной, в такой степени они признают недействительными результаты этих чувств. В действительности эта доктрина лишает субъектов возможности использовать свои ответные реакции внешнему миру в качестве намека на их потребности в данной ситуации, а впоследствии, в качестве помощи при принятии решений. Следовательно, их эмоциональная реакция на тренинг не является признаком того, что тренинг вреден для них, она расценивается как указание на то, что они получают некоторую психологическую расплату от подобного переживания. Иначе говоря, если они себя скверно чувствуют, это не недостаток тренинга, а их собственный недостаток.]
День второй, событие шестое
Трое из 3 "ведущих" (100%) описывали, что за лекцией следует длительное упражнение, которое превращает понятие "мерзости" в способ обсуждения медицинских или эмоциональных симптомов. В небольших группах участники исследуют идею, что "мерзости – это маски, а не реальность". Участников поощряют вступать в контакт со своей важной "мерзостью", преувеличить ее и выразить в действии.
Процесс с закрытыми глазами помогает участникам перевести эту идею в область медицины. Им (вновь) говорится, что способ устранить боль – это полностью пережить ее. Их просят осознать физический или эмоциональный симптом (т.е. их "омерзение"), определить, где они держат его в своем теле, и подлинно ощутить его, усилить его и преувеличить это чувство. Затем они должны вынести его вовне перед собой. Участникам приказывается зрительно представить его и выявить, каких оно размеров и формы, сколько весит, как оно ощущается, пахнет, каков у него вкус и как оно звучит. У него есть цвет и жидкообразная консистенция. Участников поощряют задавать ему вопросы и говорить с ним. Они должны задавать ему вопросы (например: "Расплатой за что ты являешься?").
Затем тренер объясняет, когда участники постигли, что является расплатой, что они могли более непосредственно узнать желаемое. Позже они могут "заставить исчезнуть" симптом, потому что они больше в нем не нуждаются. Участникам дается указание выявить степень их страдания. Поднятием рук они должны показать, что они смогли заставить свой симптом исчезнуть или уменьшиться. Тренер подчеркивает, что чем более охотно участники посмотрят на расплату симптома, тем легче они смогут освободиться от него.
Одна "выпускница" описывала состояние сильного впечатления от исчезающих головных болей и болей в желудке. К сожалению, у нее была проблема с весом, и она не смогла заставить свою полноту исчезнуть! Она чувствовала беззащитность, пристыженность, фрустрированность и зависть.
Тренер, как правило, просит поднять руки тех, кто в настоящий момент верит, что они могут вызвать свои собственные головные боли, простуды и так далее. Он задает все более и более экстремальные вопросы до тех пор, пока в самом конце не спросит, верят ли они, что могут излечить свой собственный рак? Все это делается публично. Трое из 3 "ведущих" рассказывали, что самопрезентации наиболее значительны в это время: если участники не подчиняются групповой норме к этому моменту тренинга, значит они выбрали скрываться от нее, и чувствуют смущенность или виновность. Хотя 12 из 15 испытуемых (80%) говорили, что они не соглашались с доктриной всю дорогу, они также действительно не предполагали, что тренер на самом деле дословно касался этого, хотя он говорил, что делал это.
День второй, событие седьмое
Последний цикл упражнений является уникальным, поскольку его вспомнили и рассказывали о нем 3 из 3 "ведущих" исследуемых (100%) и 15 из 15 "переживающих" исследуемых (100%): "отчет жертвы". Участникам дается распоряжение рассказать историю, в которой "они" причиняли это "тебе" (то есть, истории, в которых рассказчики чувствуют себя жертвами истории). Сперва партнеры пытаются превзойти один другого рассказами о жертвах в большой группе. Затем они делятся на пары и рассказывают свою историю. Каждый участник должен убедить своего или свою партнера/партнершу, что они в самом деле были жертвой. Затем они должны рассказать историю снова, как будто они послужили причиной результата. Это особенно важно, рассказать своему партнеру "что ты прикидывался, что ничего не знаешь". Участники должны продолжать повествование истории и объяснение до тех пор, пока их партнеры не убедятся, что те и в самом деле уверовали, что они являются "причиной".
Впоследствии они делятся впечатлениями в большой группе. Один "ведущий" припомнил женщину, которая узнала из этого упражнения, что она не была "жертвой" изнасилования. Она соприкоснулась с тем обстоятельством, что она сама устроила всю ситуацию, что она пожелала, чтобы ситуация закончилась так, как это случилось. Ей было восемь лет, когда она была изнасилована.
Иногда тренер пишет на доске некоторые полезные вещи, которые возникают от идеи, что люди порождают каждое событие в своих жизнях. Трое из 3 "ведущих" испытуемых (100%) и 15 из 15 "переживающих" (100%) припоминали, что тренер крепко стоял на этой точке зрения. Он утверждал, что, когда люди исходят из того, что они "жертвы", они чувствуют себя плохо, но "зачем чувствовать себя плохо относительно чего-то, что является твоим собственным выбором?" Тренер заявляет: "Я устанавливаю все!" – включая свой "выбор" родителей, свою смерть и так далее. "Не существует несчастных случаев и не существует чудес".
[Комментарий: Доктрина Жизненности становится яснее через это пункт тренинга. Псевдокогнитивизм здесь вполне очевиден. Внешний мир выглядит почти как галлюцинация: он не важен и в действительности не имеет влияния на личное переживание жизни. Данный подход осуждает жертву и уничтожает инакомыслие. Это удобная философия для ограниченной группы.]