Psyberia.ru /

Динамическая структура ЭСТ

Часть третья

Автор: Филип Кушман,
Перевод: Иван Зубакин

Отрывок из книги: "Принципы трансформации: процессы привлечения – обучения в психологической организации массовых марафонов"

День третий

День третий, событие первое

Это происходит в пятницу после работы, один исследуемый описывал, что атмосфера была эмоционально заряженной, "как будто бы это был вечер свидания. Люди намеревались что-нибудь сделать!" Другой исследуемый отметил то, насколько все были уставшими. Это будет третий вечер подряд, как они придут прямо с работы на тренинг, с 18:30 до полуночи.

Тренер начинает с экспериментального упражнения, которое ни один из "ведущих" исследуемых не может припомнить в деталях. Один из 3 "ведущих" исследуемых (33%) вспомнил, что после этого упражнения тренер читает лекцию о различии в мировоззрении между взглядами почти всех присутствующих (кто верит, что люди являются жертвами) и его точкой зрения (что все определяется личными намерениями): "Это намерение каждого – иметь все, что происходит, именно так, как это есть". Он открыто говорит то, на что указывает большинство на тренинге: "Те вещи, которые случаются с людьми, не просто случаются, они являются проявлением вашей системы убеждений". Он сравнивает человеческую жизнь с айсбергом: "почти все находится под поверхностью".

[Комментарий: Эта метафора производит впечатление вызывающего воспоминания внушения: ты должен глубоко копать, прежде чем сможешь достичь того, что хочешь. Однако, все важное находится внутри тебя, но до настоящего момента оно оставалось незамеченным. Это согласуется со многими скрытыми сообщениями, внедренными во время гипнотических внушений на тренинге: все, что вам нужно, находится внутри вас. Обнаружьте это, выньте это наружу, и вы трансформируетесь.]

День третий, событие второе

Это довольно рядовое, дидактическое упражнение тренер сопровождает чрезвычайно противопоставляющим, всеобще смущающим наставлением. Двое из 3 "ведущих" исследуемых (67%) описывали, что он заставляет всех людей с явными физическими проблемами вроде излишнего веса подняться или указать на их проблему. Затем он ставит их в неудобное положение, задавая участникам, которые не имеют проблем с весом, наводящие вопросы (например, "Как много из вас ест столько, сколько хочет, и не жиреет?" или "Кто контролирует ваш обмен веществ?"). Очевидный вывод, что участники с проблемами с весом являются причиной проблемы, из-за их "убеждений" относительно еды и вторичных поощрений (т.е. мерзостей), которые они получают.

Он спрашивает: "Что случилось, что вы начали набирать вес?" Один "переживающий" исследуемый припомнил, что он сказал, что люди, у которых плохое зрение, не хотели видеть что-то, что происходило в их семьях, а люди с избыточным весом пытались скрыть свою сексуальность. И он был прав, я вспомнил, что моя сестра начала носить очки вскоре после смерти нашей матери. Это продолжается довольно длительное время. Затем люди "делятся переживаниями" в большой группе, и многие обнаруживают свои личные конфликты и соединяют их с "причинами" своих физических симптомов. Тренер повторяет многократно главное послание этого упражнения:

 

"Ваше тело – это живое изваяние ваших убеждений".

[Комментарий: Так как тренинг зависит от участников, выявляя их "недостатки" для того, чтобы быть "исцеленными" с помощью тренинга, мысль, что их проблемы невозможно скрыть, и они по сути являются неотъемлемой частью их личности, заставляет участников почувствовать беспомощность в сопротивлении тренеру. В сущности, тренер говорит участникам, что им некуда прятаться. В исследовании перестройки мышления Лифтона [1] это переживание всеобщей уязвимости считается решающим моментом в программе переобучения.]

День третий, событие третье

Следующая лекция – "нарушенные соглашения". Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) сообщали, что тренер объясняет, что наши жизни не работают, из-за соглашений, которые мы заключили и нарушили: "Мир укажет вам, что вы нарушили соглашение". И исходные соглашения, конечно же, это те, которые индивиды заключают с самими собой.

День третий, событие четвертое

Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) рассказывали, что за лекцией следует "свалка" – один из наиболее известных процессов с закрытыми глазами. За предельно расслабляющим вступлением следуют указания найти свалку и разобрать ее, находя обломки кусков ваших нарушенных соглашений. Тренер отдает участникам приказания найти и вернуть "ту часть себя, которую вы скрываете от других". Тренер отождествляет эту часть с "непринужденным ребенком". Тем не менее целый "кусок" попадается на пути взаимоотношений с друзьями. Тренер сравнивает "непринужденного ребенка" с участником тренинга: "Это то, какими вы могли бы быть, если бы не скрывали этого". После этого начинается групповое "общение" или дележка впечатлениями; участникам приказывается поделиться своей непринужденной, скрытой частью с как можно большим количеством участников.

День третий, событие пятое

Сразу после этого начался "родительский процесс", который 3 из 3 "ведущих" исследуемых описали как один из наиболее эмоциональных из всех процессов. Участникам приказали выбрать партнера, который похож на одного из их родителей. Началась короткая инструкция; участникам приказали возродить в памяти ощущение беззаботного детства. С каждым выдохом они должны изгонять беспокойства взрослого человека и вдыхать счастье детства. Возвращение в глубокое детство заканчивается при помощи техники "семейного фотоальбома". Тренер отдает участникам распоряжение вспомнить в деталях "идеальный день" своего детства с утра до вечера. Но затем появляется тревога: ребенку приказывают вспомнить ощущение напряжения. Участники должны почувствовать, как много энергии тратится впустую, блокируется. Тренер подбивает участников почувствовать и усилить свое глубокое страдание и разочарование.

После этого участники должны мысленно вообразить своего отца и представить чувства, которые они испытывают к нему в этот момент. Комнату наполняет музыка: один "ведущий" испытуемый определил ее как песню "Песня отца" Барбары Стрейзенд. Когда партнеры в парах открывают свои глаза, один из них получает приказание играть роль ребенка, а другой – роль родителя. Ребенок будет представлять своего отца в другом: "Сделай его натуральным! Впрыгивай и подчинись!" Участники должны увидеть своих отцов как "идеального" Папу, как "отца, каким вы всегда хотели, чтобы он был". Участники получают распоряжение расспросить своих отцов обо всем, что они хотят, о чем они "втайне" мечтали и никогда не получали ответа. А партнеры должны давать все, о чем бы их ни попросили. Участников вновь поощряют позволить чувствам выйти наружу. В этом упражнении не существует "ограничений"; участники могут использовать все помещение для собственного выражения: "Чувства, которые вы испытываете сейчас, это те самые, которые вы обычно подавляете. Ощутите гигантскую трату энергии. Посмотрите на ту огромную цену, которую вы платите". Затем роли меняются. Упражнение повторяется, но на это раз вспоминая мать. В заключение участники, держась за руки, делятся чувствами со своим партнером.

Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) и 15 из 15 "переживающих" исследуемых (100%) рассказывали, что во время этого упражнения эмоции участников наводняют помещение. Участники рыдали, истерически хохотали, стонали, прыгали, кричали с яростью или счастьем; ведя себя как дети или как их любящие, сильно преданные родители.

[Комментарий: Очевидно, групповое давление для погружения в детство было огромным. Участники, которые отказались проявлять эмоции и демонстрировать свои чувства, были подвергнуты "обработке" тренером, который считал, что проблема заключалась в том, что они не подчиняются и не доверяют. Но наиболее регрессивным аспектом этого упражнения было ложное наслаждение фигурой родителя, дающего все, о чем бы его ни попросили. Это породило у некоторых исследуемых веру, что они окончательно разрешили конфликты взаимоотношения со своими родителями. Эйфория, порожденная этим исполнением примитивного "желания воссоединения", могла стать причиной регрессивного слияния и бессознательной зависимости с доктриной Жизненности. Одна исследуемая, в результате этой динамики, стала отрицать свои реально существующие конфликты разделения индивидуальности. Она продолжает оставаться в запутанном состоянии относительно своей карьеры и своей личности.

Однако, ложное удовлетворение имеет ответвления за пределы отношений ребенка-родителя. Оно может работать как метафора всего в целом отношения участника и доктрины Жизненности. Когда участники глубоко погружаются в прошлое как в данном случае, и когда тренер неоднократно убеждает, что "то, что вы делаете на тренинге, это то, что вы делаете в вашей повседневной жизни", это казалось бы легким прыжком из фальшивого решения (т.е. регрессивного слияния) с вымышленным родителем в ложное решение с Жизненностью. Скрытое послание, вложенное в бессознательное участника, состоит в том, что всецело хороший родитель (т.е. Жизненность) будет безупречно заботиться о детях (т.е. участниках), все, что им нужно сделать, так это спросить.]

День третий, событие шестое

Последнее упражнение вечера – это игра "Красные и Черные". Это разновидность "дилеммы узника" – игры, популярной в социально-психологических экспериментах. Тренер и служебный персонал подстрекают участников "победить" в игре, чрезвычайно нахваливают ее. Сотрудники становятся подобно заводилам, и после того, как тренер объяснит игру ("Цель – победить"), участники делятся на две команды и предоставляются сами себе, чтобы выбрать капитанов и разгадать, как выиграть игру.

[Комментарий: Игра, конечно же, хитро устроена. Она непосредственно продолжает длительный "родительский процесс", когда участники находятся в эйфорическом, эмоционально примитивном состоянии, в котором они переживали наивысшие радости детства: безусловную любовь и неограниченное внимание. Несмотря на всю важность, возложенную тренером на "одержание победы", "совершения всего, что бы ни потребовалось для победы", оказывается, что эта игра может быть выиграна, если только обе стороны будут сотрудничать. Из 18 тренингов исследуемые сообщили, что только в одном случае участники поняли, как надо сотрудничать.

К моменту окончания игры, 3 из 3 "ведущих" исследуемых (100%) рассказывали, что многие люди становятся возбужденными, взведенными и расстроенными относительно победы. В этот момент вмешивается тренер и произносит участникам пламенную речь. Он ругается на них, оскорбляет их, обвиняет в гонке вооружений и мировом голоде людей подобных им, которые "не могут представить победы без уничтожения другой стороны".

Встречное обвинение очень серьезное и очень эффективное. Все исследуемые описывали, что были задеты им, и помнили его. Пример был одним и тем же у 14 из 15 "переживающих" исследуемых (93%). Обе команды чувствовали себя сбитыми с толку, потому что они пытались выиграть за счет проигрыша соперников, или они вычислили ключ к победе, но были слишком испуганы, чтобы открыто это высказать, или чрезмерно самокритичны, чтобы поверить в то, что они знали ответ. В обоих случаях, заметил один "переживающий" исследуемый, каждый, казалось, чувствовал смущенность и подавленность. Как заметил один "ведущий" исследуемый, это была парадоксально безвыигрышная ситуация.

День третий, событие седьмое

Трое из 3 "ведущих" исследуемых (100%) сообщали, что домашним заданием было посмотреть за своим поведением во время игры и установить, что находилось за проявлением соревновательной активности. Им было приказано остаться в тренинговой комнате на шестьдесят минут в тишине. На протяжении этого периода времени и дома они должны будут посмотреть на себя и определить, что является их "базовым существом", их "ядром". Один "переживающий" исследуемый вспомнил, что в это время на аудиосистеме проигрывалась песня "Games People Play" (Игры, в которые играют люди).

Трое из 3 "ведущих" исследуемых рассказывали, что каждый казался совершенно сокрушенным сильным осуждением, с которым они столкнулись. Отвращение и гнев тренера казался разрушительным для многих участников.

[Комментарий: Модель, которая была постигнута в первый вечер, всплыла вновь: снисходительность, а затем нападение. В игре "Красные и Черные", кажется, сообщаются несколько посланий: (а) с ценностями тренера нужно соглашаться, даже если они меняются; (б) возвращение на более раннюю стадию развития, уступчивость и слияние являются основными психологическими состояниями тренинга; (в) унижение и эйфория являются основными эмоциональными состояниями тренинга; (г) ожидания тренера к участникам не касаются самого тренера или тренинга (например, они могут подставить участников, обманывать их, побеждать любой ценой, быть нечестными или предавать их). Двойной стандарт – обычное явление в ограниченных группах. В тренинге Жизненности тренер постоянно делает многие вещи, за которые он критикует участников. Правила – для участников, а не для тренера; он не придерживается тех же самых норм, которых должны твердо держаться участники. Двойная мораль в закрытых группах часто является причиной словесных, финансовых и сексуальных оскорблений. Вот хороший пример ограничений, которые закрытая группа накладывает на участников: в тренинге Жизненности считается недопустимым для участников высказывать свое мнение относительно элементов тренинга, которые нарушают собственные же правила тренера. Это хорошо охраняемая загадка подобно несуществующему новому наряду голого короля.]


Примечания переводчика:

1 – имеется в виду проведенное доктором Робертом Лифтоном во второй половине 50-х годов психологическое исследование техник "промывки мозгов" в коммунистическом Китае. В 1961 году вышла его книга "Перестройка мышления и психология тотализма: исследование "промывки мозгов" в Китае".

распечатать